|
Новости культуры
В красках Коровина судьба. Какая звонкая радость в начале пути и какая глухая печаль в конце.… На выставке в Русском музее вас встречает автопортрет, написанный незадолго до смерти. Старик с тонкими чертами лица и той нервностью, которая отличает недовольных, может испуганных и много потерявших людей. Далеко в прошлом остались изумрудные абрамцевские леса и серебряные закаты Лапландии, белоснежный Гурзуф и желтый от газовых ночных фонарей Париж. Ушла молодость, а вместе с ней ушла и радость. Потери, одна за другой, придавили человека, но не уничтожили художника. Какой долгой грустью пахнут розы в последних натюрмортах. Нет людей рядом, нет кафе-шантанов, не распахнуты настежь окна и ветер не играет со шторой… Только цветы на столе. Крупные, сочные бутоны. Будто в поминальном венке. 14.10.2011
Побывал на вечере встречи с одним из лучших актеров страны Алексеем Васильевичем Петренко. На сцену он вышел прихрамывая, выдержал длинную паузу, оглядел зал и запел. Голос его уже слаб, чуть дребезжит, но с таким чувством передает сердцевину песни, что сразу хватает тебя за душу и уже не отпускает. Петренко – настоящий мастер. Во-первых, очень точно распределяет силы и эмоции во времени. Концерт продолжался два часа, и если можно было измерить расход энергии за это время, то мы бы увидели показательную кривую с постепенным повышением к кульминации и мягким снижением к финалу. Во-вторых, никаких «страстей в клочья». Темперамент бурлит, но внутри, а снаружи – лишь два-три движения за весь концерт: там ногой топнул, там ладонями по груди хлопнул – и всё.
Такие умения приходят с опытом, нарабатываются годами. Это то же самое, что вести болид по трассе на максимальной скорости – чуть недожмёшь или пережмёшь и полетел кувырком.
Думаю, что именно пение помогает выработать это чувство перспективы, дающее умение распределять себя во времени и способность наносить краски скупыми и точными мазками.
Глядя на Петренко, я понимал, что его мастерство не только от постоянных тренингов актерского мастерства, оно от укоренённости в культуре, от близкого знакомства с классической литературой, музыкой, живописью. Плюс к этому – религиозность, которая как бы оформляет и держит в рамках его талант.
27.10.2010
«Это невозможно описать, это нужно видеть…» – написано на афишах. В воскресенье, вместо поездки за город поближе к воде, мы с сыном пошли на представление.
Рекламный слоган оказался сущей правдой. Это нужно видеть…
Представьте, под синим куполом появляется девушка в скромном платьице. Тихо звучит музыка. Ей нужно будет пройти по канату. И вот, прежде чем сделать первый шаг, она вдруг наклоняется и опускает голову. С великолепных каштановых волос струится золотой дождь. Тысячи блесток переливаясь в лучах софитов медленно летят на сцену. Зал замирает от восторга! Сколько фантазии… Согласитесь, одно дело наблюдать воздушных гимнасток в спортивных трико на трапециях и совсем другое – наблюдать, как три красотки в чулочках с подвязками раскачиваются на бронзовых люстрах. По сцене ходит великан, с трудом переставляя огромные ноги, а перед ним бежит настоящий карлик в бордовом кафтане. Акробаты вместо батутов крутят сальто-мортале на перинах, а с неба идет дождь из тряпичных куриц. Грустный клоун едет под куполом на велосипеде и его окружают ангелы (ведь он умер). В этом представлении я увидел тот цирк, о котором знал из книжек, но которого никогда прежде не видел. Цирк, в котором красота и грубость, наглость и трогательность, смех и слезы крепко смешаны в одном бокале. Шоу, которое невозможно описать.
12.07.2010
Люблю зайти в Книжный Дом и купить что-то, что и не думал сейчас читать. Прислушаться к интуиции, которая никогда не подводит. Так на столе сегодня оказались:
Виктор Астафьев «Пастух и пастушка» и другие военные повести. Жесткая проза. Язык мужской, солёный. Читаешь и думаешь, да где же он память такую взял?
Джеральд Даррелл «Птицы, звери и родственники». Первые пять страниц на то, чтобы привыкнуть, а потом – сплошное удовольствие, интерес к насекомым и желание поехать в Грецию на остров Корфу.
Достоевский «Братья Карамазовы». Как же долго я ходил вокруг да около. Правильно делал. Время этой книги наступило сейчас. Каждый вечер по пять страниц вслух. Именно вслух. Так посоветовал мне читать Федора Михайловича профессор Юрьев.
14.06.2010
С интересом посмотрел последнюю работу Михалкова, так как очень ценю этого режиссера. Кино как кино. Намного лучше последних работ того же Соловьева или Рязанова.
Никита Сергеевич – профи. Я вообще не понимаю, как он сумел при его загруженности снять такого масштаба фильм. А вот большинство журналистов и блоггеров с явной предвзятостью старались сорвать показ и уменьшить кассу. Причины, по-моему, ясны.
Пусть. Моськи лают – слон идет…
26.05.2010
Работы Коровина надо смотреть с расстояния метров в семь или больше. Вблизи красочный слой распадается на отдельные мазки и начинает пестрить в глазах, а если отойти и взглянуть на портрет дочерей Шаляпина издали, то сердце захолонет от удивления. Кусочек жизни, миг, вырванный из времени и брошенный нам. Ещё секунда и они рассмеются, а в окно впорхнет летний ветер. Рядом, девушка в кафе на бульваре пьет свой утренний чай. Мгновение говорит тебе: «Смотри быстрее, она сейчас закроет книгу и уйдет. И ты никогда больше такую не встретишь…».
***
Чтобы понять, нужно сравнить. Рублев Андрей не просто выше всех иконописцев, он вершина недосягаемая. Никто и никогда не сумел так передать главное сочетание христианской жизни: отрешённость и принятие. От них рождаются покой и тишина в сердце. 5.12.2009
«Кто ты?», «Кто ты такой?» – десять актёров кричат эти слова своим отражениям в зеркалах. Гамлет, Гертруда, Полоний, Офелия, Лаэрт сидят за гримировочными столиками спиной к зрителю и кричат: «Кто ты?», «Кто ты такой?!».
Так начинается спектакль городского театра Вильнюса «Гамлет» (реж. Оскарас Коршуновас).
«Кто ты, Гамлет?» – спрашиваю я себя сидя в затихшем зале, спрашиваю стоя после спектакля под холодным осенним дождём, спрашиваю, выпивая сладкий утренний чай, сидя за нэтбуком и глядя на лимоновую листву за окном: «Кто ты, Гамлет? Почему ты так переживаешь, почему сходишь с ума? Неужели смерть отца или любовная связь матери могли так потревожить твое сердце? Что для тебя Гекуба, что ты Гекубе?». Если ты обычный человек, то почему бы тебе не положить традиционный венок скорби на могилу старого короля и не погулять на свадьбе королевы с твоим дядей, а потом самому не жениться на Офелии, предварительно устроив грандиозный мальчишник? Почему бы не отправиться путешествовать, не увлечься игрой в гольф или не начать собирать коллекцию маленьких чайничков? Почему ты сходишь с ума? Может потому, что тебе надо знать правду? И ты, как Егор Шилов, готов за неё умереть? Но я не знаю, зачем тебе правда. Разве она сделает тебя счастливым? Разве не лучше ничего не знать. И улыбаться королеве, и пожимать руку Полонию, и обнимать короля. Пусть белая крыса бродит рядом и шуршит своим жестяным хвостом. Прогони её – если она мешает читать книгу или смотреть в даль.
Не ищи правды, Гамлет, она никому не нужна. Дай нам спокойно делать маленьких детей под рок Фортенбрасса. Пока ты продолжаешь её искать, нам не очень комфортно в зрительном зале.
5.10.2009
Фильм Педро Альмодовара «Разомкнутые объятия» о любви. Любви закончившейся нелепой гибелью героини в автомобильной аварии. Удар, хруст металла и объятия разомкнулись навсегда. Пенелопа Крус сыграла девушку строгую снаружи, но слегка порочную внутри. Лена два года спит с богатеньким Буратино из чувства благодарности за помощь семье, ну и так, за булавки. Буратино настолько стар, что в сцене под простынями начинаешь мучительно соображать, сколько именно виагры он потребляет. Энрико, так зовут сластолюбца, угождая возлюбленной продюссирует фильм, в котором она играет свою первую роль. Страстная любовь к кино закономерно проводит её в страстные объятия режиссёра Матео. Любовь вспыхнула, чувства не охладить, от старого маньяка, назойливо следящего за своей наложницей с помощью сынка-педика и записывающего тайно и явно всё происходящее в студии на камеру, приходится бежать. Неделя счастья с любимым (тоже возрастным дяденькой, но на фоне Энрико – просто Ди Каприо времен «Титаника») и трах-тарарах – джип бьет в левый борт. Ослепший Матео продолжает жить, работает сценаристом, диктует новые сюжеты и старается не вспоминать. Пока спустя годы на пороге не показывается возмужавший педик – сынок Энрике.
Память такая штука, что многие вещи, упавшие на самое её глубокое дно, способны однажды всплыть, воскреснуть из небытия и изменить в очередной раз жизнь. Наш режиссёр достаёт старый фильм и монтирует его заново. Зачем? Потому что любит до сих пор. Несмотря на многочисленные романы с молоденькими девушками, помогающими ему переходить дорогу. В общем и целом, фильм про любовь. Поток сознания, как всегда у Альмодовара. Мастеру не нужно заботить о классической внятности сюжета, и так денег дадут.
16.08.2009
Странно, но я помню день, когда умер Шукшин, хотя учился всего во втором классе. Об этом говорили: родители, соседка, мужики во дворе. Мы, пацаны, носились, играли в футбол и особого дела до этих разговоров нам не было. Позже, когда на экраны вышел фильм «Они сражались за Родину» я снова услышал его имя. Может быть, отец сказал, может мама. Потом Шукшин надолго ушел из моей жизни. Разве что фильмы его иногда показывали по телевизору.
В институте кто-то дал почитать томик рассказов – царапнуло. Тогда мы увлекались Федором Абрамовым, читали Астафьева, Белова. Шукшин был одним из них – писателем про деревню и народ. Прошло еще несколько лет, случилась перестройка и всеобщее унижение. Тогда и пришёл на помощь Макарыч. Я купил только вышедшее собрание его сочинений и читал запоем, вслух. Хохотал, скрипел сердцем, глотал слёзы. Я понимал тогда жизнь вместе с Макарычем, приноравливался к ней, брал на веру её простые законы. С тех пор Василий Шукшин всегда где-то рядом. В книгах, в фильмах, в людях…. И в светлые дни, и в черные.
В память об этом настоящем русском мужике, в благодарность за всё им отданное, мой сын носит имя Егор. Придет время и он увидит в кино своего тёзку –
Егора Прокудина. А я расскажу про Макарыча. Светлая ему память.
25.07.2009
Дионисий с сыновьями расписал церковь в Ферапонтовом монастыре за 36 дней. И уже много столетий мы зрим это чудо земного видения Горнего мира. Нежность чистой души, любовь в красках. А я предполагал, что за 36 дней только халтуру можно сбацать. Ан нет! И мир за шесть дней создать можно. Было бы усердие.
19.05.2009 |