Мастерская

На полках в мастерской моего деда хранились разные инструменты: пилы, молотки, кусачки, отвертки, плоскогубцы. Среди этого богатства попадались неожиданные вещи, например, оловянный бюст Маяковского или вытертое до дыр коричневое портмоне с половинкой очков внутри. Моя мастерская хранит на своих полках статьи, отрывки из книг, ссылки, фотографии и многое другое из того, что можно назвать пищей оратора. Из таких источников и собирается материал для будущих выступлений.

 

Вот такое интересное знакомство...

 

2008. Лето

 ***

Одной из любимых поговорок Суворова была:

 «Скорость нужна, а поспешность вредна».

 

*** 

Валентин Михайлович Мультатулли привел в разговоре высказывание знаменитого русского ученого Пирогова, сформулировавшего в статье «Вопросы жизни» суть действий мыслящего человека: «Борьба без вражды». Нужно бороться всегда, но не опускаться до вражды. Думаю, что эта формула вполне подходит для определения того, каким должно быть речевое взаимодействие. Это борьба без вражды.

 

Речь А.Ф. Кони посвященная Пирогову

 

 *** 

Цитата из интервью с австрийским психологом Альфредом фон Мейером «Параллельный тайм-менеджмент», «Free time», №5, 2008

«Само словосочетание «временные ресурсы» - это бред. Это все равно как «высечь море». Время не может быть ничьим ресурсом. И космосу наплевать, запустил кто-то спутник или нет. Для космоса спутник – даже не мусор. Это буквально ничто. Я запросто могу позволить себе подобные высказывания хотя бы потому, что видел огромное число менеджеров – успешных, эффективных, но только совершенно мертвых. Причем мертвых как в прямом смысле, так и потенциально, то есть еще теплых, но уже совершенно недееспособных. Ведь получается как? Время, то есть плотность событий в единицу времени, человека как части системы предприятия должно соответствовать времени, скорости, ритму этого самого предприятия. Это и есть эффективность. Но подчинение своего личного времени, то есть жизни, времени надсистемы – это, пардон, уже полная потеря духовных ориентиров….Это плохо заканчивается.»

 

*** 

«Искусство речи заключается не в одних словах. Впечатления, остающиеся у слушателей после слов настоящего оратора,  есть ряд образов. Люди не столько слышат, сколько видят и чувствуют истинно великую речь. Поэтому слова, не вызывающие образов, скоро утомляют их. Перед человеком, способным только на извержение слов, слушатели представляют то же, что ребенок, перелистывающий книжку без картинок».

Гаррис Р. «Школа адвокатуры». СПб, 1911. С. 152.

«Бедность языка – одно, тщательный подбор – другое, и величайшая бедность языка может сочетаться с величайшей напыщенностью» (С. 42).

 

***

 

эмоции в лицах

 

 

***

Сергей Фурсенко, «Известия», №112, 2008

«Где бы ты ни работал, необходимо помнить о главном – только развивая окружающих тебя людей и среду возможно движение вперед, а как следствие придут победы. Должны быть здоровые амбиции и заряженность на результат. Причем каждый участник процесса должен понимать, ради чего это делается. Любой бизнес должен строиться на капитализации человеческих ценностей – тогда он будет эффективным»

***

«Именно голос превращает язык в речь. Без голоса речь остается письменным произведением. Многие ораторы чересчур заботятся о написанном тексте, но не о самой речи. Это - серьезная ошибка».

Штриккер Х., Штриккер Ф. , Искусство красноречия. – СПб: Интерэксперт, 2005

***

Меня как-то поразило высказывание одной радиослушательницы в прямом эфире. Она рассказала, что ослепла несколько лет назад и только тогда поняла, что в действительности означает голос для человека. Она слышит в голосах всё: характер, болезни, настроение, отношение к собеседнику.

***

Самым знаменитым спартанским поэтом, а также известным кифаредом, был Терпандр. В своих стихах он прославлял подвиги героев минувших лет, и под его мелодии Спарта одержала много знаменитых побед. Но когда Терпандр захотел добиться большего разнообразия звуков и натянул на своей кифаре дополнительную струну, эфоры подвергли его наказанию, а эту кифару пробили гвоздями.

Спартанцы любили только простые мелодии и считали, что только такие мелодии могут привести их воинов к победам.

 

 

Осень

***

Гельвеций говорил: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы иметь их… Это доказано тем, что существует много людей, которые считаются умными, но пишут очень плохие сочинения»

***

«Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, одним турецким астрономом. Астроном доложил тогда о своем замечательном открытии на Международном астрономическом конгрессе. Но никто ему не поверил, а все потому, что он был одет по-турецки. Уж такой народ эти взрослые! К счастью для репутации астероида В-612, турецкий султан велел своим подданным под страхом смерти носить европейское платье. В 1920 году тот астроном снова доложил о своем открытии. На этот раз он был одет по последней моде, - и все с ним согласились.»

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

***

«Дерзость является неотъемлемой частью находчивости. Если человек хочет всем угодить и не боится сделать кому-либо больно, если он не желает выделяться и обращать на себя внимание, если ему важно, чтобы никто не говорил о нём плохо и его цель – всегда соответствовать ожиданиям других, то он никогда не станет находчивым».

Маттиас Пём

Зима

***

«Каждый легко вспомнит свои школьные уроки русского языка. В чем состояла их цель? В том, чтобы в конце концов научиться писать без орфографических и пунктуационных ошибок. Какие средства вели к этой цели? Разнообразные формальные классификации - различение существительных по родам и падежам, глаголов - по типам спряжения, предложений - по количеству главных членов и т.п.; бесконечные упражнения с заданием - переписать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания, различные разборы - фонетический, по составу слова, морфологический (по частям речи!), синтаксический (по членам предложения!) - как апофеоз всей той премудрости, которая составляла (и составляет!) содержание школьного предмета "русский язык".

Какие из этих знаний оказались востребованными? Практически никакие. Соответствовала ли цель занятий тем реальным требованиям, которые предъявила жизнь? В очень небольшой степени, поскольку письмо вообще и без ошибок в частности - не самый востребованный вид речевой деятельности. Мы не очень много пишем, но существенно больше говорим, читаем, а особенно слушаем, конечно, с пониманием. Более того, в последнее время появилось много компьютерных программ, позволяющих исправить орфографические и отчасти пунктуационные ошибки в написанном тексте. Чего же потребовала жизнь?

Во-первых, умения читать и слушать с разными целями: от охватывания только общего направления мыслей автора до тончайшего понимания не только самих этих мыслей, их связей и логики, но и авторской оценки сообщаемого, отношения автора к своему собеседнику, уровня авторской культуры, нравственности, компетентности...

Во-вторых, жизнь потребовала умения выступать с разнообразными речами, обнажая или, напротив, вуалируя некоторые аспекты своего сообщения, обращаясь к разным людям и, соответственно, выражая или устраняя свое отношение к ним. Жизнь потребовала умения вести диалог, преследуя при этом разные цели - педагогические, дипломатические, конструктивные, разрушительные... Учили ли всему этому в школе? Явно и целенаправленно, заведомо нет».

Игорь Милославский, «Известия», 18.12.2008

 

2009. Весна

***

«Деградация речевой культуры тесным образом связана с деградацией общества. Хорошо известно, что произнесенное слово рождает мысль, мысль рождает поступок. Тотальное воздействие анормативной лексики на человека формирует у него низменные потребности, рождает ощущение вседозволенности, делает циничным и грубым.

Речевая неряшливость является не только проявлением недостатка личной культуры и выражением неуважения к окружающим, она инициирует социальную деградацию, способствует утверждению культа агрессии и насилия. Ведь хорошо известно, что чем ниже уровень общей социальной культуры, тем больше преступлений совершается против личности».

Наталья Акуленко. Культура речи как общественный фактор.

***

Из интервью с Владиславом Третьяком (к вопросу о причинах страха публичного поведения)

– С экстрасенсами вы никогда не общались?
– По поводу хоккея – нет. Вот с психологом было один раз. Однажды к Тихонову пришел очень уважаемый специалист и говорит: как же так, такая команда, и без психолога! Космонавты уже работают с психологами – а ведь в хоккее тоже экстремальные условия! Вот у вас Третьяк человек мнительный, впечатлительный – давайте я с ним поработаю.
– И Тихонов отдал вас.
– Да. Мы с этим психологом начали работать. Если вкратце, мне пришлось помногу раз проговаривать, что я самый лучший вратарь мира, что мне не забить... Через несколько дней я действительно почувствовал прилив бодрости, устойчивости – просто летал!
Выхожу на матч со сборной Чехословакии: бросок – гол, еще бросок – еще гол! На трибунах раздался такой свист, что я готов был сквозь лед провалиться. Свистели даже тогда, когда я останавливал шайбу за воротами. В итоге мы проиграли 9:2...
– И что стало с психологом!
– Больше мы его не видели.

***

Нашел случайно в записях. Кто-то из театральных мастеров, обращаясь к участникам студенчского спектакля.

Взращивайте в себе нравственную личность, и вы всегда будете авторитетны. Есть авторитет приятный, а есть – серьезный. Приятный – дело случая. Серьезный стоит на профессиональных достоинствах и нравственных качествах человека. Он непоколебим. Вы должны научиться стоять на позиции серьезного авторитета, чтобы своим искусством стать частью биографии людей.

***

"Если вы хотите добиться от собеседников или слушателей каких-то действий, то лучше расскажите им историю, а не говорите, что надо делать. Если вы диктуете, то люди отреагируют головой, а если вы рассказываете историю, они отреагируют сердцем".

Классный босс. Искусство риторики для шефа /Гренвиль Н. Тугуд; пер. с англ. А.Н.Анваера. - М.: Поколение, 2006. - 288 с.: ил.

***

Один юноша попросил Сократа научить его всему, что философ знал сам. Сократ повел юношу к реке. Столкнув его с берега, он довольно долго держал голову юноши под водой. Когда же наконец выпусти вырывавшегося юношу из-под воду и тот с упреками обрушился на Сократа, спрашивая, что он делает, тот ответил, что если юноша захочет учиться так же отчаянно, как он хотел дышать, то научится всему.

Лето 

***

Большинство наук о слове, как грамматика, лексикология, стилистика, история языка, теория литературы, ограничивают свой предмет фактами языка – они исследуют продукты речевой деятельности. Предмет риторики – произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать.

***

Главная цель риторики практическая – речевая компетентность: выработка индивидуального стиля на основе умения строить завершенные устные и письменные высказывания на определенную тему в определенной жанрово-стилистической форме, что и составляет основу искусства целесообразного слова.

***

Современный период развития нашего общества характеризуется резким падением грамотности, расшатыванием нормы, значительным уменьшением объема словаря «среднего человека», примитивизмом и неточностью в выражении мыслей, оскудением и обезличением речевых средств выразительности, антигуманным, агрессивным стилем как межличностной, так и публичной коммуникации, возрастающей частотностью неадекватного речевого поведения в той или другой ситуации.

***

Деградация речевой культуры тесным образом связана с деградацией общества. Хорошо известно, что произнесенное слово рождает мысль, мысль рождает поступок. Тотальное воздействие анормативной лексики на человека формирует у него низменные потребности, рождает ощущение вседозволенности, делает циничным и грубым.

Речевая неряшливость является не только проявлением недостатка личной культуры и выражением неуважения к окружающим, она инициирует социальную деградацию, способствует утверждению культа агрессии и насилия. Ведь хорошо известно, что чем ниже уровень общей социальной культуры, тем больше преступлений совершается против личности. Достижение социального мира и гармонии возможно только путем утверждения принципа физической и моральной неприкосновенности личности, путем внедрения в общественное сознание нормативно-оценочных приоритетов, в том числе и речевых, что обеспечивает гражданское взаимопонимание и успешную социализацию подрастающего поколения.

Наталья Акуленко. Культура речи как общественный фактор.

***

Никогда не спорьте с дураком – люди могут не заметить между вами разницы.

Закон спора

Плохо, когда в споре человек слышит только себя, но еще хуже, когда он не делает даже этого.

Вадим Зверев

Чаще всего побеждает тот, кого не принимали всерьез.

Эразм Роттердамский

Никогда не доказывай своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте, - выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить.

Честерфилд Филипп Дормер Стенхоп

Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее.

Иоганн Вольфганг Гете

С теми, кто свои заблужденья возвел в правоту, / Лучше не спорь, нелегко исцелить слепоту. / Сердце такого подобно кривому зеркалу: / Все исказит и в ничто превратит красоту.

Саади

***

«Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма» (У.Черчиль)

«Успех в бизнесе не приходит благодаря хорошим временам, как и неудача – не следствие плохих времен» (Коносуке Мацусита)

 

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG