9 выпуск

Дорогие подписчики!

Благодаря Вашему вниманию к рассылке мы перешли в разряд «золотых» текстов. Как говорят в таких случаях: «Это накладывает на нас определенные обязательства». Прежде всего, я хотел бы, чтобы выпуски «Школы красноречия» были интересны для Вас и полезны Вам. Сегодня я вношу в выпуск ряд экспериментальных изменений, смысл которых заключается в улучшении графики текста и сокращении объема рассылки, в том числе, за счет отказа от разделов «Читая Ваши письма» (я буду цитировать их по мере надобности в других разделах) и «Красноречивые новости» (о них Вы всегда можете узнать на сайте IGRO.RU. Обновление новостной ленты происходит раз в неделю – в воскресенье вечером).

В зависимости от Ваших пожеланий и моего представления о задачах и содержании «Школы красноречия» в ней могут появиться другие разделы.

Жду Ваших откликов. Достаточно будет одного слова: «лучше» или «хуже». Конечно, буду признателен и за более подробные комментарии.

Из истории красноречия

«Действительно, вкус к красноречию обычно появляется не тогда, когда основывают государство, когда ведут войны или когда самовластие мешает оратору и сковывает его дарование. Красноречие – спутник мира, союзник досуга и как бы вскормленник уже хорошо устроенного общества. Потому-то, по словам Аристотеля, сицилийцы Корак и Тисий (а сицилийцы – народ изобретательный и опытный в спорах) впервые составили теорию и правила судебного красноречия именно тогда, когда из Сицилии были изгнаны тираны, и в судах после долгого перерыва возобновились частные процессы».

Цицерон. Брут или о знаменитых ораторах.

Так, во времена благоденствия, появился первый учебник о мастерстве красноречия, по-гречески – риторика. Судя по количеству подобных учебников на книжных полках наших магазинов – мы тоже живем неплохо.

Теория и практика красноречия

Из письма читательницы, что пришло откликом на наш разговор о «внимании к Вам аудитории»:

«Вчера мне довелось побывать в лектории Третьяковской галереи и внимать об истории шедевров живописи второй половины 19 века. Внимать лектору, обладающему исключительными познаниями в этой области, было невероятно трудно.

Стремясь поделиться с нами хотя бы малюсенькой частичкой того, что он знает о живописи, он говорил-говорил-говорил-говорил, не делая пауз и перерывов. Он процитировал отрывок из Библии, что было необычайно важно для того, чтобы восприятие было осмысленным. Но сделал он это поспешно и потому совершенно невыразительно. Почему-то у многих искусствоведов наблюдаются катастрофические проблемы с дикцией. Это был как раз тот случай.

Немало позабавило меня то, что когда лектор хотел особо подчеркнуть важность своих слов, он начинал стучать по трибуне рукой, делая удар на каждом произносимом слове. Я не говорю о том, что за полтора часа нашему вниманию было представлено около 40 слайдов с изображением картин. Начиная с 20-го, я перестала даже пытаться что-либо запомнить.

Но вместе с тем, я преклоняюсь перед человеком, который знает такую уймищу всего об искусстве, и в следующий четверг опять пойду на его лекцию, чтобы смотреть на картины и слушать нескончаемых поток восторгов о божественной человечности и человеческой божественности».

В прошлом выпуске мы заговорили о том, как можно «захватить» и «удержать» внимание любой аудитории (не только в публичной речи, но и внимание собеседника в обычном разговоре). Я сообщил вам о необходимости хорошо знать материал и быть им увлеченным, а также о необходимости следить за тем, чтобы речь была понятной слушателю. Вскользь упомянул и о том, что ясность речи зависит от владения речевой техникой. Согласитесь, говорить об этом подробнее сложно, ибо предмет этот трудно описать. Но из только что процитированного письма мы видим, насколько важной является для говорящего человека именно техника речи. Судите сами:

Лектор не только великолепно знает свой предмет, но и, несомненно, увлечен им. Судя по всему, он – образованнейший человек и говорит правильно. Но…. Вот его речевые ошибки, которые помешали восприятию материала.

  1. Отсутствие «пауз и перерывов» говорит нам о том, что лектор не владеет логикой звучащей речи. Мы понимаем друг друга на 50% из содержания высказывания и на 50% из «музыки» слов и предложений. Вы что-то спросили – и Ваш голос полез вверх, закончили фразу – и возникла пауза. Произнесите знаменитую фразу «Казнить нельзя помиловать» и поиграйте с паузой, мелодией. Если человек говорит безостановочно и монотонно, то понять его трудно. Быть может, в данном случае лектор намеренно пошел на такое искажение речи, чтобы успеть все сказать. Это, конечно, ошибка. Всегда лучше вбить один гвоздь, чем засандалить десяток канцелярских кнопок. Все сказать невозможно.

  2. «…он начинал стучать по трибуне рукой, делая удар на каждом произносимом слове». Скоро мы поговорим с вами о жестах, мимике и поведении в ситуациях, когда к Вам приковано внимание людей. Замечу лишь, каждый имеет право вести себя так, как ему кажется удобным, но при этом не забывать об одной малости – своих слушателях. Можно бродить из угла в угол, выписывая кренделя, как волк в «Ну, погоди!», можно нервно заламывать пальцы, как «студент кулинарного техникума», можно широко расставить ноги и сцепить замком руки на самом дорогом месте, демонстрируя въевшуюся на всю жизнь привычку принимать штрафные удары. Можно – все. Но не нужно.

  3. «Почему-то у многих искусствоведов наблюдаются катастрофические проблемы с дикцией». А поцэму тока ускусствоведав? Они шта, лучша шо ли? Обизас, доогая!

    Я не дразнюсь. Проблемы с дикцией – это медицина, а вот небрежность в речи – это лень и невнимательность.

Стоило бы сказать еще о неумении владеть техникой видений (отсутствие «изобразительности» в речи, об ошибках в организации лекции (явный перебор с иллюстративным материалом), но не буду. Пример этот и замеченные ошибки использованы мной не в осуждение замечательного человека, тратящего интеллектуальную и душевную энергию на приобщение нас к миру искусства, а как призыв к тем, от кого зависит наше восприятие знаний, смыслов, образов (особенно – к учителям, лекторам, экскурсоводам) – обратите внимание на «одежду» своей речи! Помните о главном законе речевого воздействия – законе экономии сил слушателей. Если Вы говорите так, что я (он, она) должны напрягаться, чтобы услышать и понять Вас, то Вы теряете даром и время, и свои собственные силы.

В следующем выпуске я уделю особое внимание такому понятию, как «индивидуальный речевой стиль». Ведь те ошибки, которые допустил в своей речи уважаемый лектор, характеризуют именно его стиль. Впрочем, иногда и недостатки могут составить неповторимое очарование.

Техника красноречия

Думаю, что материал, который появляется в этом разделе, должен быть систематизирован. Я уже объяснял, что многие упражнения невозможно точно и результативно выполнить без помощи тренера. Поэтому данный раздел предназначен для тех, кто уже побывал на тренингах и продолжает заниматься самостоятельно или для тех, кто не чает надежды когда-нибудь позаниматься «он-лайн», и хотел бы просто попробовать поработать над собой (в этом случае, я снимаю с себя всякую ответственность за результат).

Все ближайшие выпуски будут посвящены работе над голосом.

Три функции выполняет Ваш голос:

  1. Слышимость. Если Вы говорите тихо и очень тихо, то Вас плохо слышат и вовсе не слышат. Логично?

  2. Понимание. Голос «рисует» мысль. Вопрос, ответ, побуждение, перечисление, противопоставление – все это «интонационные модели», хранящиеся в памяти любого человека. Голос идет вверх, падает вниз, скачет по ступенькам. В театре говорят об искусстве «лепить фразу». А мы так монотонны…. Монотон, как говорили мне в институте, это признак шизофрении.

  3. Чувство. Голос становится сильнее, слабее, изменяется его окраска – теплее, холоднее. Вы начинаете говорить быстро, еще быстрее или вдруг замедляете свою речь. По этим изменениям мы догадываемся о том, что происходит с Вами и этими средствами оратор заставляет изменяться всех нас.

Качество Вашего звучания зависит от ясности Вашего мышления, от осанки, от мышечной свободы и от дыхания. Мы говорили прежде о некоторых из этих элементов. Повторим сегодня упражнения на развитие верного диафрагмально-реберного дыхания. Попробуйте вдохнуть так, чтобы задействовать те резервы, что находятся в нижней части легких. Вдохните глубоко, так, чтобы растянуть бока. Положите ладони на нижние ребра (они должны раздвинуть Ваши ладони при вдохе). Стенка живота тоже уходит вперед. Плечи на месте, не надо их поднимать. В районе солнечного сплетения у Вас находится мышца – диафрагма (она разделяет грудную и брюшную полости), вот ее работа очень важна для нашего дыхания. Вы делаете вдох – диафрагма опускается, выдох – она, как купол цирка Шапито, поднимается вверх. Диафрагма, как хороший истопник, подает энергию для нашего голоса.

А сейчас сделайте несколько глубоких вдохов, но не механически, а представив свой любимый запах и вдыхая его «полной грудью».

Теперь соедините выдох со звуком «С» или «З» или «Ж». Пусть полетает комар, прожужжит жук или пошипит змея. Вы почувствуете легкое напряжение в районе солнечного сплетения. Не форсируйте звук. Мышцы шеи должны быть предельно свободны. Изображайте звуки природы, воспроизводите их. Достаточно.

Воспитание верного дыхания возможно только в органическом единстве со звучанием. Нам необходимо довести до совершенства согласованную работу трех систем речеобразования: энергетическую (дыхательные мышцы), генераторную (гортань со связками) и резонаторную (усиливающую звучание голоса).

Еще несколько упражнений, которые мы называем «Звукоподражателем»:

«Просверлить стену» звуком «З»: ЗЗЗЗЗЗЗ… (сверло идет мягко сквозь слой штукатурки, потом – усиление звука, т.к. пошел «кирпичный слой» и толчками в «бетоне»). Следите за тем, чтобы никакого напряжения в горле не было. Вы должны чувствовать лишь небольшое напряжение в районе диафрагмы.

«Косить траву»: ССССССС….. ССССССС…..

«Пилить»: СССССС….. ЗЗЗЗЗЗЗ….. А еще – чистить обувь, стругать, пылесосить и т.п. Фантазируйте

И никакой «механики», бессмысленного звучания. Т.е., любое упражнение подчиняется цели. Если я пилю, то действительно пилю и знаю, зачем я это делаю. Если я нажимаю на электрический звонок, то не для того, чтобы произвести звук «З», а для того, чтобы «разбудить товарища». Вам ведь нужен не просто голос, который звучит, а «умный» голос, которым можно управлять в этой жизни. И не напрягайтесь, не форсируйте работу. Поработали пять-семь минут – хватит. Лучше – чаще, да понемногу. Пока не почувствуете звон в теле. Но об этом пока еще рано говорить.
IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG