Дорогие подписчики!
Перед вами восьмой выпуск «Школы красноречия». Сегодня мы продолжим разговор о внимании; я отвечу на Ваши письма и предложу вам парочку упражнений из актерских психотехник.
Начнем с новостей общественной и частной жизни.
"Красноречивые" новости
Вся прошедшая неделя была посвящена организации тренингов и подготовке выступлений на заседании Клуба тренеров и консультантов Санкт-Петербурга (состоялось 22 января) и собрании Общества любителей красноречия (намечено на 30 января). С тезисами докладов Вы можете познакомиться на сайте IGRO.RU (на странице Мастерская).
Как-то я сообщал о нелюбви руководства Санкт-Петербургского метрополитена к аргументации. По-моему, я, ища аргументацию, не заметил манипуляцию. Мне не удалось сразу разгадать хитрый трюк. Вчера, в вагоне метро, увидел любопытный рекламный плакат с изображением спешащего человека и советом избавиться от этой нервотрепки, купив смарт-карту. Теперь вся конструкция манипулятивного убеждения налицо. Сначала мы завариваем щели турникетов, создавая очереди и способствуя тем самым опозданию людей, а потом запускаем рекламный слоган: «Опаздываешь – купи смарт-карту». Любовь к истине вынуждает сказать доброе слово о Московском метро. Простите. В Москве турникеты вовсе не переделывали, сэкономив немалые деньги. Поэтому, покупая бумажную (не пластиковую!) карточку на 10 поездок, затрачиваешь всего 50, а не 80 рублей и всегда видишь, сколько поездок осталось. Любовь москвичей к своему метро поддерживается и приятной рекламой. Повсюду встречаются щиты с милыми блондинками: «Хорошая погода в любое время года». «Выход есть!» «Улыбка – недорогой способ выглядеть лучше». От мягкого юмора и доброго отношения и впрямь лучше выглядишь.… Вместо скучных нотаций, произносимых «деревянным» голосом советского диктора (это в Питере) – симпатичные плакаты всё с теми же девушками, они держат носилки с «подвижным составом» («Не калечьте наши вагоны»), проводят меловую черту («Протяженность линий более 260 км. Мы растем вместе с городом»), напоминают, что делать, обнаружив забытые вещи и так далее. Начинаешь даже думать, что пассажира в Москве уважают.
7 февраля в Санкт-Петербурге пройдет семичасовой тренинг «Техника публичного красноречия». Свободные места еще есть. А мы уже готовы принимать заявки на участие в уникальном тренинге «Спор: руководство к действию». Он состоится 14 февраля. Мой e-mail – к Вашим услугам.
Теория и практика красноречия
Продолжим разговор о внимании, но уже о внимании к Вам аудитории. Мы определили в прошлый раз, что внимание – это калитка в сознание слушателя. Не завладели вниманием слушателей – лучше идти пить пиво. Хотя чаще оратор почему-то не хочет пива и продолжает говорить, а в это время «Люди спят: урлы – мурлы. Над людьми парят орлы…». А что остается выступающему? Воскликнуть с обидой в голосе «Вам что – не интересно???» или пригрозить «Куда смотрите? Сюда смотреть надо!» и ткнуть пальцем себе в рот.
Помню сержанта в подмосковной учебке. Внимание брал «на раз»: кидал указку, как индеец копье, точно в лоб нерадивому слушателю (указка была с резиновым набалдашником). Хороший способ, но ограниченный служебной сферой применения. Хотя некоторые руководители могут взять на заметку.
Но мы пойдем другим путем! Вот главный закон привлечения и удержания внимания (в любой речевой ситуации). ГОВОРИТЕ ИНТЕРЕСНО! А для этого необходимо, чтобы то, о чем Вы хотите сказать, было, прежде всего, интересно лично Вам.
В моей памяти пожелтевшими обрывками висят впечатления о скучных речах и разговорах, на выслушивание которых пришлось потратить время. Предметом таких бесед были любопытные вещи, к сожалению, никак не затронувшие чувств рассказчиков и оставшиеся бесцветными и безвкусными. Так случается, когда человек говорит по обязанности, либо от скуки. И наоборот, предмет, который по определению должен навевать тоску, оказывался в умелых руках (точнее – устах), на зависть интересным.
Однажды, я попал на научную конференцию, посвященную архивному делу. Ну, скажите, пожалуйста, где прячется серая моль и мрут мухи? В архивах! Где плачут фиолетовые девы? В архивах! Однако услышанное в зале заседаний противоречило всем моим представлениям и ожиданиям. С горячностью горца, размахивая кулачками, дама с черепаховой брошью звенела об утраченных фолиантах и весь зал, затаив дыхание, внимал перечислению цифр и шифров. Глаза ее горели неугасимым огнем любви к своему делу! На волне всеобщего энтузиазма я купил в ларечке, при зале заседаний, увесистый том по основам архивного дела и теперь прижимаю им крышку сканера. Вот результат воздействия на меня слова! (Как быть, если Вам приходится говорить по обязанности? А кто сказал, что жизнь медом намазана? Попробуйте заинтересовать себя или купить на худой конец. Пять лет назад меня тошнило от риторики. До тех пор, пока я не понял, что это не наука о правильной расстановке слов, это – искусство взаимодействия с людьми. А вот людишки-то мне и любопытны! Ха! Ха! Ха!). Это был злодейский смех. Правды ради замечу, что люди в том зале пришли послушать именно архивариусов, а не группу ТАТУ. Их внимание поддерживалось интересом к теме заседания. Т.е., мало самому увлечься делом – необходимо учитывать интересы самих слушателей. О потребностях людей, мотивах их поступков и зонах их интересов написаны горы психологических книг. Вероятно, кому-то они помогают. Я же полагаюсь в вопросе определения ожиданий моей аудитории на опыт и интуицию. Наверняка часто ошибаюсь, но узнать об этом уже не могу. Как говорил поэт: «Иных уж нет, а те – далече». Речь – всегда риск.
Очень трудно достичь внимания своих слушателей и собеседников, если Вы, к примеру, изъясняетесь «научно» (т.е. сыплете направо и налево специальными терминами, которых никто, включая Вас, не понимает) или говорите невнятно, «съедая» согласные, с кашей во рту. Мало того, такая непонятная речь может не только лишить Вас внимания слушателей, но и вызвать у них раздражение. Мы рассматриваем сейчас это качество речи – ясность – как средство привлечения и удержания внимания аудитории, но если взглянуть шире, то становится очевидным, что ясность – это вежливость речи, это Ваше уважение к собеседнику и, одновременно, прагматический расчет. Вот, например, прихожу я в Налоговую инспекцию. Трачу двадцать минут на то, чтобы выяснить в какой кабинет мне следует обратиться. Выяснить это невозможно, ибо надписи на кабинетах рассчитаны на знатоков постановлений и нормативных актов – они изобилуют терминами, мне, дремучему крестьянину, неизвестными. Слава Богу, в очередях (а разве без них может обойтись учреждение, желающее быть значительным в глазах граждан?) находятся люди способные перевести формулы налоговиков на русский язык. Иду в кабинет, в котором милейшая женщина, используя все тот же птичий язык, сообщает мне ряд сведений, половину из которых я – кандидат наук – не понимаю. На мою просьбу пояснить суть сказанного, она реагирует неадекватно и я, не желая стать очередной жертвой служебного произвола, быстро покидаю ее комнатушку. В результате звонков друзьям, поиска в интернете необходимых документов я теряю три часа рабочего времени. В масштабах страны (даже, если таких недоумков, как я, не так много), цифра потерь должна быть фантастической. О сохранении нервов, здоровья, хорошего настроения просто не говорю.
Неужели трудно сообразить, что понятное одному (в результате пятилетнего обучения) не так очевидно другому? Начальству же учреждений, куда обращаются граждане (Налоговая, ОВИР и т.п.) можно, наконец, догадаться потратить деньги не на глупую телевизионную рекламу, а на создание тонких брошюр из серии «Для чайников», в которых разъясняются все ключевые термины, приводится список важнейших документов и адреса, где их можно найти, и, в картинках, по шагам, описываются все главные операции, которые вынуждены совершать там люди. Господа! Это же ясно, как Божий день!!! Впрочем, это я размечтался. Внимание к этим организациям поддерживается скорее сержантскими методами.
Продавцы в магазинах, менеджеры, сотрудники всех мастей! Если Вы хотите, чтобы Ваши клиенты покупали, соглашались, доверяли Вам – сделайте себе татуировку на правой кисти: «Коля (Катя, Света, Петр)! Говори ясно, чтоб жизнь была прекрасна!!!». Дабы не ограничиваться лишь указанием недостатка, дам ряд практических рекомендаций.
Первое, что нам следует сделать – это протестировать свою речь. У каждого есть свои тексты. Учитель и директор, торговый работник и юрист оперирует в своей профессиональной деятельности привычными речевыми моделями. Они могут изобиловать терминами, понятными для своих, но чужими для тех, кто не принадлежит Вашей профессии. Если Вас волнует результат общения с такими людьми – устраните из своей речи ВСЕ термины (в крайнем случае, употребив такое профессиональное слово, тут же переведите его на общедоступный язык). Результат – экономический. Я люблю рассказывать эту историю своим слушателям. Как-то понадобилось мне купить новый монитор (глаза стали болеть, зрение ухудшилось). Я отправился в магазин. Сразу скажу, что ЖК-мониторы еще не были столь популярны и мне все советовали купить хороший ЭЛТ (электронно-лучевая трубка) монитор фирмы Samsung. Места за моим рабочим столом не так много и величина этой машины меня расстраивала. Размеры жидкокристаллического экрана вселяли уверенность, но огорчала его цена. Чтобы сделать осознанный выбор, я решил узнать, чем, кроме размеров, отличается один вид мониторов от другого. Лучше бы я просто бросил жребий! Продавец (магазин KEY), не отходя от кассы, дал мне понять – какое ничтожное место я занимаю в иерархии людей, близких компьютерам. Затем скороговоркой начал барахлить что-то о пикселях-микселях. Мне удалось сбежать. Муки выяснения продолжились еще в трех магазинах. Я возненавидел саму возможность выбора! В конце концов, решил купить тот монитор, который мне посоветовали, и по дороге домой зашел в «Компьютерный мир». Паренек в очках спросил вежливо: «Вам помочь?», я скрипнул зубами. Разговор все же завязался. Этот юноша так разъяснил мне разницу между двумя типами мониторов: «Понимаете, – он указал на мощный 19-дюймовый Mitsubishi, – за этим экраном всегда горит лампа. Вы работаете, играете, смотрите кино – она горит. Он так устроен. Вам приятно, когда в глаза светит лампа? Пусть даже закрытая экраном?» Я отрицательно помотал головой. «А вот здесь, - и он легко повернул плоский экран ЖК-монитора – здесь этой лампы просто нет!». Как Вы думаете, какой монитор я купил и у кого? А ведь таких, как я, – 90 % людей на земле. Людей с гуманитарным складом ума, людей, воспринимающих мир в образах. Этот парень просто говорил со мной на понятном мне языке.
Второе, чем следует заняться, – техникой речи. Послушайте себя, спросите мнение своих друзей, запишите на магнитофон какой-нибудь рассказ в собственном исполнении и оцените свою речь с точки зрения ее четкости, внятности. Ведь если Вы плохо выговариваете какой-нибудь звук или, по небрежности, съедаете согласные в конце слов, то Ваша речь с трудом воспринимается людьми. Будьте же вежливы! Не заставляйте других переспрашивать: «А? Что? Что он сказал???» Мы же не попугаи!
Продолжим наш разговор о внимании в следующем выпуске. Спасибо за внимание:)!
Читая Ваши письма
Как-то неловко я пошутил в прошлый раз, порекомендовав мальчику, отправившему мне вирус, слать еще (если ему это помогает справиться с одиночеством). Мальчик понял мои слова буквально. Всю неделю я наблюдал нашествие I-Worm.Mydoom.a. Слушай, мальчик, ты угомонись, а? Если кто-то не получил моего ответа или подтверждения – продублируйте послание. Я уничтожал письма на сервере пачками.
Ваших посланий на этой неделе было немного. Тоже вирус? И вопросы, заданные мне, были технического характера.
Отвечаю на некоторые из них публично:
1. Архив рассылки можно найти либо на Subscribe.ru, либо на моем сайте IGRO.RU
2. В тренинге (форма краткосрочного обучения), в отличие от школьного, университетского курса (долгосрочное обучение), не ставится перед участниками задача НАУЧИТЬСЯ ХОРОШО говорить. Это выполнимо не за 7 – 14 часов, а за 7 – 14 лет (и то…). Задача тренинга в отработке ряда навыков, которые можно применить в той или иной речевой ситуации. В тренинге человек, благодаря выполнению упражнений, приобретает определенные умения, осваивает способ действия. Если говорить, например, о тренинге «Техника публичного красноречия», то в этой программе участники за семь часов с нуля создают речевой продукт, попутно осваивая ряд упражнений для разминки голоса, снятия стрессового зажима, концентрации внимания и т.д. Кроме того, тренинг – это как поездка за город. Вроде ничего не происходит, а ты возвращаешься домой с желанием перевернуть мир. Такие штуки полезны особенно тем, кому придется выступать в ближайшее время и надо бы проверить себя, что-то исправить, уточнить. Или тому, кто вообще никогда этим не занимался, но хотел бы начать быстро и легко. И тому, у кого просто нет времени. Он и с женой-то спит на бегу, а навыки нужны позарез. Навыки речевые, конечно…:)
Техника красноречия
Старинное упражнение для проверки образного мышления:
Домохозяйке надо было разделать мясо, рыбу и фрукты. В ее распоряжении имелись две чистые двухсторонние клеенки и пыльный стол. Нельзя разделывать продукты на грязной поверхности, перегибать клеенки, мыть их и вытирать пыль со стола до окончания работы. Домохозяйка решила эту задачу. А Вы?
Упражнение на развитие зрительной памяти, видений и других речевых умений:
Возьмите репродукцию какого-нибудь портрета (реалистичного). Вглядитесь в образ изображенного человека. Постарайтесь ответить на вопросы: Кто он? Каким характером обладает, какими привычками? Отложите портрет в сторону, и словесно опишите этого человека, стараясь идти от общего к деталям, и подчеркивая в его внешности те черты, что характеризует внутренний мир героя картины.
Назад |