|
7 выпуск
Дорогие подписчики!
Перед Вами седьмой выпуск «Школы красноречия». Если Вы получаете рассылку в HTML и используете программу The bat, то для того, чтобы лицезреть рассылку в задуманном варианте дизайна, Вам следует открыть прикрепленный файл. В этом выпуске впервые появляется отдел «Читая Ваши письма». Им открываем сегодняшнее заседание «Школы».
Читая Ваши письма
Какими были Ваши письма? Лаконичными. Обаятельными. Дружелюбными. Не считая одного, содержавшего в приложении вирус I-Worm.Bagle. Правда, прислал его мальчишка, в жизни которого так мало радости. Если это помогает ему не отчаиваться – пусть шлет еще. Кстати, будьте осторожны с электронными посланиями, в теме которых стоит милое английское Hi.
Вот на что я обратил внимание. Вы с сожалением упоминаете в письмах о своих недостатках: «Я не красноречив…», «Мое косноязычие мешает мне…», «Нас этому не учили, но я хочу, чтобы дети…». Сожаление гоните прочь. Кто-то сказал, что сознание своего несовершенства позволяет нам продвигаться к цели. Если человек думает, что у него все в порядке, то двигаться уже некуда. А где нет движения – там нет жизни.
Ваши письма поставили передо мной вопрос, на который я попробую ответить. Что такое «красноречие»? И не в определениях словарных статей или цитатах из классиков жанра, а в моем личном восприятии. Ведь я предлагаю путь, не сказав о своем представлении цели. Для меня красноречие – это умение мыслить оригинально и смело. Умение первым сказать то, что еще не высказано, что только носится в воздухе.
Еще: красноречие – это чувство в слове, это дар «говорить сердцем». Есть люди, которые умеют простыми словами перевернуть всю твою душу.
Красноречие – это искусство говорить с каждым на его языке. У меня есть знакомый экскурсовод, который живет в этой профессии более тридцати лет. Как-то я наблюдал за его работой, и меня поразило умение этого человека становиться своим для любой группы приезжих гостей. С алтайскими крестьянами он и сам был немного крестьянином, с ректорами московских вузов – говорил языком образованного человека, изящно вставляя в свою речь научные термины, с молодыми курсантами-артиллеристами – шутил, как заправский вояка.
Конечно, это не все составляющие красноречия, но – любезнейшие моему сердцу. Наверняка Вы мне скажете, что я описал недостижимый идеал? Гении, мол, владеют такими умениями. А разве Вы сами никогда не мыслили оригинально?! Мыслили! Быть может, не вслух…. Вы не видите других людей и не понимаете их интересов, их мыслей, чувств? Видите! И всегда видели, но, быть может, Вам удобно говорить так, как удобно Вам.
Или, Вы – бесчувственны? Равнодушны к чужой боли и никогда не любили? Это не так. И если Вы захотите, Ваши слова станут для кого-то самыми главными.
Единственное, во что я поверю, как педагог от красноречия (прости, Господи!), так это в то, что Вам не хватает техники выразить все, на что Вы способны. И то, не всем. Вот это правда! И мне не хватает. Будем работать! Только не напрягайтесь. Принцип Школы красноречия – учиться отдыхая и отдыхать учась.
Из истории красноречия
Известно, что Демосфен писал речи для суда. Однажды афиняне потребовали, чтобы Демосфен взял на себя роль обвинителя в каком-то процессе, но он отказался, а когда возмущенные зашумели, встал и произнес: «Советчиком для Вас, граждане афинские, я буду всегда, даже если вы этого не захотите, но доносчиком – ни за что, даже если вы этого пожелаете!» Демосфен всегда говорил с народом смело и откровенно и никогда не лебезил перед толпой. Он обладал чувством собственного достоинства. Правда, мог при этом писать речи на заказ, как обвинению, так и защите – в одном процессе. Бизнесмен!
Теория и практика красноречия
В прошлом выпуске речь шла об уверенности в себе. Сегодня поговорим еще об одном качестве, необходимом красноречивому человеку, – о внимании. Даже если нашу речь представить себе как примитивный процесс передачи какой-то информации от одного человека к другому, даже в этом случае совершенно ясно, что такая передача невозможна, если говорящий не овладел вниманием слушателя. Что толку говорить в пустоту. Я не раз был свидетелем подобных выступлений. Едем вчера с женой в трамвае – она что-то говорит, говорит, а я смотрю в окно – слушаю, слушаю…, и вдруг! Капризное: «Тебе не интересно!». Хотел я было сказать, что сама виновата – потеряла внимание «аудитории», да передумал, от греха подальше.
Внимание – это ворота в сознание другого человека. Если Вы не овладели его вниманием, то как, спрашивается, Вы сможете добраться до его чувств или разума, или воли? Но овладеть чужим вниманием и удерживать его на протяжении, например, всего публичного выступления может только тот, кто сам является очень внимательным человеком. Никогда не брошу камушек в огород супруги, но воспользуюсь тем, что она не читает эту рассылку и скажу – она должна была заметить, что я постепенно отвлекаюсь и найти способ «встряхнуть» меня, вернуть мое внимание (заговорить, наконец, о деле).
Мы еще поговорим с вами о способах «захвата» чужого внимания, а сейчас сконцентрируемся на внимании говорящего человека. Прежде всего, оно должно быть сосредоточенным, постоянным и многоплоскостным, а значит – подвижным. Если с первыми двумя его качествами все, я думаю, ясно (нужны лишь упражнения для развития), то термин «многоплоскостное» – требует расшифровки.
Когда Вам приходиться общаться с некоторым количеством людей, то Ваше внимание обращено попеременно к трем объектам. Назову три плоскости внимания: 1.Те, кто Вас слушает (аудитория). 2.То, что Вы говорите (речь). 3.Вы сами (оратор). Согласитесь, следить за тремя гораздо труднее, чем за одним. Поэтому многие и не утруждают себя такого рода «объемной» слежкой, и частенько попадают впросак. Если потеряете из виду аудиторию, то аудитория потеряет из виду Вас. Забудете о чем говорили и что хотели сказать еще, и с Вами случится то же самое, что и с героем рассказа А.П. Чехова «Лекция о вреде табака» (см. на сайте IGRO.RU, стр. «Мастерская»). А не вспомните о себе, то можете допустить такие промахи, за которые будет потом неловко. Помню, был у меня один ученик, который великолепно «держал» аудиторию, никогда не терял нить разговора, но, волнуясь (а волновался он частенько – эмоциональный был паренек), любил засунуть руку в карман своих джинсовых брюк. При этом джинсы он носил в обтяжку. Вот засунет руку и давай там невидимые чужому взору ключи крутить-вертеть…. Пришлось на время зашивать карманы.
Внимание к аудитории позволяет вовремя замечать те изменения, что происходят с людьми. А они обязательно происходят. Вот слушатели устали и Вы увидели это, потому что кто-то опустил и поднял голову, кто-то поерзал на стуле, кто-то вздохнул. Это – сигнал! Вам следует изменить ритм своего выступления, отвлечься от серьезной темы и рассказать что-нибудь легкое, но уместное в этой ситуации, да просто, переменить собственное положение – перейти на другое место в зале или классе. Думаю я, что и мои читатели утомились. Пауза!
Пауза
В дальнем углу небольшого Чесменского кладбища на снегу сидела ворона. Мы подошли к ней с осторожным любопытством. Ворона, загребая снег правым крылом и помогая себе лапами, отползла на несколько метров. Я сделал еще несколько шагов. Вдруг раздался оглушительный вороний грай. Над нами кружили десятки черных птиц, слетавшихся отовсюду. Они угрожали, они пугали, они требовали немедленно убираться восвояси…. Они защищали своего. Я с завистью крикнул: «Молодцы!»
Техника красноречия
Приучить себя действовать внимательно в самых разнообразных условиях – вот оптимальный путь воспитания в себе этого качества. Попробуйте сосредоточиться на выполнении какого-нибудь действия (чтение), не давая отвлечь себя чем-нибудь со стороны. Включите телевизор, вставьте диск в проигрыватель и т.п. Полезно одновременно выполнять сразу несколько действий. Я люблю учиться получать информацию из нескольких источников. Включаю компьютер и ловлю любимую радиостанцию в Интернете, а сам печатаю этот текст и краем глаза слежу за тем, что происходит на экране TV. Вырабатывается техника мгновенного переключения внимания. Правда, исчезают последние островки душевного покоя:)
А вот интересное упражнение: посмотрите внимательно на объект (предмет, пейзаж, или человека) в течение 3-5 секунд. Закройте глаза и представьте мысленно объект в деталях. Откройте глаза на 1 секунду, дополните образ. Вновь закройте глаза и постарайтесь добиться ясного и подробного видения объекта. Так повторите несколько раз.
С упражнениями на внимание, как и другими техниками развития важнейших качеств говорящего человека, можно познакомиться на тренингах on-line. Один из них состоится 7 февраля в Санкт-Петербурге. В течение семи часов (с короткими перерывами) мы подготовим публичную речь проблемного характера. Все ключевые техники оратора будут нами исследованы на практике в индивидуальных и групповых упражнениях (тренинг рассчитан на 9 человек). В финале – выступление и аналитическая часть. В результате такого интенсивного обучения Вы овладеваете приемами, позволяющими Вам в короткий срок подготовиться к публичному выступлению и блеснуть красноречием на публике так, что у них засверкает в глазах:)! |