|
46 выпуск (01.04.2008)
Дорогие подписчики!
Иногда получаю от Subscribe.ru письма с указанием причины отказа от доставки рассылки кого-то из подписчиков. Чаще всего такой: «Не успеваю читать». Как-то сразу становится легче. Я писать не успеваю, всё дела, да дела, а уж если кто-то с чтением не справляется, то в каком же мыле он бегает?!
Новости
С 7 по 11 апреля в вечернее время я буду проводить курс «Бизнес-риторика» . Последний раз в этом году организатором программы выступит компания IGRO. Права на проведение «Бизнес-риторики» в Петербурге на 2008 год выкуплены Отделом конференций газеты «Деловой Петербург». Стоимость тренинга (а курс будет проводиться в формате двухдневного тренинга) возрастет. Спешите!
14 апреля стартует курс Марины Коленовой «Инструменты общения: голос, жест, мимика» . Занятия будут проходить по понедельникам и средам в течение месяца с 19.00 до 21.45. Если вам приходится часто и помногу говорить, то эта программа просто необходима.
17, 18 апреля вечером и 19-го в течение всего дня будет проходить семинар-практикум «Умейте убеждать! Техники аргументации» . Программа Людмилы Смирновой создана для тех, кому важно уметь логично и доказательно отстаивать свою позицию, добиваться нужного результата в переговорах, быть точным в презентациях. Действует специальная акция по случаю дня рождения компании IGRO: «Третий - не лишний! Третий в трио занимается бесплатно!».
С другими новостями Вы можете познакомиться на сайте www.rodchenko.ru.
Теория и практика красноречия
Редактор портала www.treko.ru Александр Соколов попросил прокомментировать текст из книги Алана Пиза, посвященный уверенному публичному поведению. Книги этого автора о «языке жестов», пользуются популярностью. C какими-то его идеями трудно не согласиться, а с чем-то не грех поспорить. Это материал для размышления. Возможно, кто-то из читателей не примет моих комментариев. Что ж, жду ваших мнений. Пишите на мой е-mail. Отвечу. Мой комментарий выделен курсивом.
Аллан Пиз, Барбара Пиз, Новый язык телодвижений. Расширенная версия, М., «Эксмо», 2007 г., с. 372-375.
«Если вам предстоит выступать перед какой-то аудиторией, очень важно представлять себе, каким образом слушатели воспринимают и усваивают информацию. Во-первых, никогда не говорите в начале выступления о том, что вы волнуетесь и нервничаете, иначе аудитория сразу же начнет искать соответствующие сигналы языка телодвижений и обязательно их найдет. Уверяем вас, если вы сами об этом не скажете, никто и не догадается, что вы волнуетесь.
Иногда стоит признаться аудитории в своем волнении. Это вполне приличный способ, как для новичка, так и для профессионала. Такой прием помогает, я сам прибегал к нему не раз. Происходит легимитизация состояния и страх уходит. Только использовать такое признание стоит в тех случаях, когда слушатели изначально настроены дружелюбно. Что же касается признаков волнения, видимых аудитории, то замечу, что аудитория видит всё, просто не реагирует. А что они должны сделать, заметив, что у вас руки трясутся? Заорать? Затопать ногами? Да нет, обычный человек просто сидит и думает: «Слава Богу, что это не я там».
Во-вторых, как можно чаще используйте жесты уверенности, даже если будете умирать от страха. Складывайте ладони в «шпиль», используйте открытые и закрытые положения ладоней, говорите смело и напористо.
Оттого, что ты часто лбом стучишь в половицу, сильнее веровать не станешь. Количество «шпилей» в твоем выступлении ни как не повысит уровень уверенности, а обмануть аудиторию не удастся. Вообще такого рода древнегреческая театральная практика с ее постановочными жестами никакого отношения к современному ораторскому мастерству не имеет. А вот говорить смело и напористо стоит. Это сила дыхания, идущая от диафрагмы, поможет оратору преодолеть страх.
Не указывайте на слушателей, не скрещивайте руки на груди, не прикасайтесь к лицу и не вцепляйтесь в края кафедры.
Почему? Такая категоричность лишь убаюкивает читателя. «Ага!», - говорит он, «я буду следовать таким простым советам и стану успешен». В выступлении есть моменты, когда просто необходимо указать, скрестить, опереться. Вопрос цели и выбора средств. Не стоит так примитивно ограничивать действие.
Исследования показывают, что люди, сидящие в первых рядах, гораздо лучше усваивают информацию. Отчасти это объясняется тем, что в первом ряду обычно сидят наиболее активные и способные слушатели, кроме того, они более внимательно слушают лектора, чтобы тот к ним не придирался. Слушатели, сидящие в средних рядах, также довольно внимательны и задают много вопросов. Средние ряды считаются наиболее безопасной зоной зала, поскольку они со всех сторон окружены людьми. Самые невнимательные слушатели садятся на боковые места и на последние ряды.
Классификация слушателей любопытная. Может в Англии так и есть, но в России своя специфика. Первые ряды занимают «ботаники» и «начальники». Самая отзывчивая аудитория рассаживается в середине зала. Спорщики часто сидят в конце. И только те, что занимают места у входа, не очень внимательны к происходящему. Им интереснее мир за дверью.
Не забудьте встать в наиболее выгодном месте сцены – слева от аудитории, то есть в правой части сцены. В таком случае ваша информация окажет более сильное воздействие на правое полушарие головного мозга слушателей, что вызовет у большинства из них эмоциональный отклик. Встав справа от слушателей, то есть в левой части сцены, вы воздействуете на левое полушарие мозга слушателей. Вот почему аудитория дольше и с большим удовольствием смеется, когда выступающий встает в левой части сцены. Запомните, что для юмористического выступления больше подходит левая часть сцены, а для серьезного и высокоэмоционального – правая. Комики это отлично знают: слушатели смеются, когда ты слева, и плачут, когда ты справа.
Думаю, что аудитория смеется не потому, что оратор встал слева или справа, а потому, что ему удалось сказать что-то действительно смешное. Однако если обратиться к опыту театрального мизансценирования, т.е. расположения героев на сцене, то можно почерпнуть действительно полезные вещи. Мы читаем книгу слева направо. Это движение глаз, похожее на движение каретки печатной машинки, привычно для нас и совсем не затруднительно. Если перемещение оратора не противоречит этой траектории, т.е. выступающий начинает речь слева от слушателей и постепенно уходит вправо, то нам комфортнее слушать его и воспринимать речь в положительном ракурсе. А вот героев отрицательных, противящихся общему порядку режиссеры старались выпускать на сцену из правой кулисы. Это как рассматривать картинку на экране монитора справа налево – сложно без привычки, раздражает. Ещё большее значение имеет глубина сцены, на которой происходит действие. Чем глубже, тем объемнее, крупнее мазки и чем ближе к первому ряду, тем мельче детали, интимнее тон. В ораторском деле то же самое: чем дальше от слушателей, тем пафоснее речь, и наоборот, желая придать выступлению оттенок личного, мастер разрушает расстояние и спускается к слушателям, садится в круг, выходит из-за трибуны.
Используя данные, полученные Робертом Соммером, Адамсом и Биддлом, мы провели исследование аудитории с тем, чтобы оценить участие делегатов, занимающих те или иные места, в процессе презентации и степень усвоения полученной информации. Наши результаты практически полностью совпали с теми, что были получены Робертом Соммером, несмотря на то, что мы обследовали взрослых людей, а Соммер - студентов. Мы также выявили определенные культурные различия между австралийцами, сингапурцами, южноафриканцами, немцами, англичанами, французами и финнами. Люди, обладающие высоким статусом, преимущественно располагаются в первых рядах (особенно хорошо это заметно в Японии) и предпочитают не особенно активно участвовать в процессе. Поэтому мы собирали данные лишь тогда, когда все присутствующие имели одинаковый статус. Нам удалось выявить так называемый «вороночный эффект». Как видите, степень внимания слушателей в аудитории различна. В любом зале существует так называемая «зона обучения» в форме воронки. Она расширяется от центра аудитории и полностью охватывает первый ряд. Слушатели, сидящие внутри этой воронки, наиболее внимательны и активны. Они взаимодействуют с лектором и наилучшим образом усваивают полученную информацию. Те, кто не хочет принимать участия в обсуждении, предпочитают садиться в последние ряды или на боковые места. Эти слушатели настроены более негативно и всегда готовы к конфликту. Степень усвоения информации у них самая низкая. На задних рядах слушатели имеют отличную возможность вздремнуть, заняться собственными делами или просто сбежать. […] Мы знаем, что те, кто проявляет наименьший интерес к обучению, садятся на последние ряды или занимают боковые места. Мы провели дальнейший эксперимент с тем, чтобы выяснить, занимают ли слушатели места в соответствии со своим настроением или место, занятое слушателем, оказывает воздействие на его обучаемость. Для этого мы повесили на сиденья таблички с именами слушателей, чтобы те не могли занять привычных мест. Мы намеренно посадили самых активных участников на боковые места и в последние ряды, а тех, кто обычно сидел в последних рядах и проявлял негативный настрой, пересадили вперед. Мы обнаружили, что негативно настроенные слушатели, оказавшись в первых рядах, начали активно участвовать в процессе и проявлять признаки заинтересованности. Те же, кто раньше сидел в первых рядах, а теперь оказался позади, заскучали и потеряли интерес к процессу. Этот эксперимент подсказывает преподавателю отличный прием: если вы хотите, чтобы человек лучше усвоил информацию, посадите его в первый ряд. Некоторые презентации и семинары проводятся с малым количеством участников, которых рассаживают подковой или открытым квадратом, чтобы все присутствующие оказались в первом ряду. Такое размещение облегчает зрительный контакт, а также стимулирует активное участие в процессе».
Согласен с Аланом Пизом. На одном из моих семинаров группа вынуждена была сидеть очень широкой подковой и те, кто занял места на её концах, оказались на вдвое большем расстоянии от меня, чем те, кто сидел в середине. В течение дня многие менялись местами, что интересно, после занятий ко мне подошел один из участников и сказал, что совершенно по другому воспринимал происходящее в зависимости от того, где именно он находился. |