|
45 выпуск
Дорогие подписчики!
Я решил начать сегодняшний выпуск с истории, автором которой не являюсь. Этот случай рассказала нам Катя Бурцева из компании «Эрнст энд Янг» на одном из тренингов по бизнес-риторике.
Пауза
Как-то раз мы поехали для составления отчётности на одну из птицефабрик, принадлежавших клиенту компании. Среди прочего должны были пересчитать всё поголовье кур и цыплят. С птицами проблем не возникло, а вот цыплята поставили нас в тупик. Мало того, что они все одинаково маленькие и одинаково жёлтенькие – они ещё беспрестанно бегают по территории, и посчитать их в таких условиях абсолютно невозможно. После долгих совещаний нами было принято решение соорудить загородку площадью в 1 м2 и загнать туда цыплят, чтобы посчитать, сколько птенчиков приходится на площадь этой ячейки, а после умножить это количество на площадь всей территории птичьего двора. Ячейку сделали, цыплят загнали, но в загоне суетиться они не перестали, и сосчитать их никак не получалось. Наши команды они игнорировали. И тут нас озарило! Если необходимо, чтобы они замерли, то их просто надо сфотографировать, а на снимке уже сосчитать. Все гениальное – просто! Принесли фотоаппарат, захватили в фокус птичек, щёлкнули…. Сработала вспышка. Все птенчики упали замертво от разрыва сердца. Через год мы приехали составлять такую же отчётность и нашли в книге учёта запись «такое-то число, такого-то года: убыток столько-то голов цыплят. Причина: приезд аудиторов».
Теория и практика красноречия
Когда стоишь перед аудиторией, важно – не «гнуть позвоночник». Слушатели должны чувствовать в нас хозяина. Оратор по определению лидер, а значит, не может позволить себе расслабиться. Это как с лошадью, как только она почувствует вашу неуверенность – управление потеряно. Никто не будет воспринимать вас всерьез. Аудитория это не один человек и не два, а несколько, иногда несколько десятков, а то и сотен людей. И когда они становятся группой или толпой, то подчиняются особым законам, которые стоит учитывать оратору. Например, чем больше количество людей, тем легче ими управлять. Эмоции в зале переживаются каждым слушателем вдвое сильнее и передаются от одного к другому очень быстро. Происходит взаимное заражение. Понаблюдайте за поведением людей на любом из концертов. Не успел юморист рта раскрыть, а публика уже хохочет. Перескажите его историю своему коллеге, неизвестно улыбнется ли он хоть раз. Если оратор сумел затронуть что-то важное для слушателей, то утроенное внимание ему обеспечено. И наоборот – потерял вожжи, через секунду вместо одного кислого лица обнаружит десяток подобных. Вот почему оратор должен излучать уверенность в себе. Особенно, если он идёт навстречу незаинтересованной, скучающей или враждебно настроенной аудитории. Только не путать уверенность с агрессивностью. Последняя как раз является признаком страха. Уверенный человек абсолютно спокоен и, как правило, добр. Иногда приходится видеть, как оратор начинает заигрывать со слушателями, как делают это люди боящиеся собак. Он вроде сюсюкает, но протянуть руку и погладить не рискует. Пёсик понимает его состояние и на сюсюканье отвечает глухим рычанием. Итак, для того, чтобы всегда быть со слушателями на высоте, надо забыть дурную привычку выходить на публику как «к доске». Оратор – добрый хозяин, который всегда найдет интересное дело для своих гостей. Гости уважают хозяина и не устраивают пьянку в его доме, и не крушат его мебель, и не заигрывают с его женой. Будем хозяевами слова!
Техника красноречия
Где нужно встать при выступлении перед аудиторией? Есть одно золотое правило: тебя должны видеть все, ты должен видеть всех. Ситуация, когда люди сидят в амфитеатре, а ты, как древний грек, стоишь на пустой площади и волен выбирать место, не представляет сложности, но редко случается. Рассмотрим другие примеры: Небольшой, метров на 90, зал. Слушатели сидят рядами. Перед ними пустое пространство метров на 5. У вас за спиной экран. Ровно по центру. Заранее, если представится возможность, загляните в зал и проверьте пространство. Походите по сцене, пощупайте ногами пол. От поверхности пола зависит ваша походка. Гладкий кафель заставит выпрямиться и немного напрячь ноги, паркет придаст легкости, по линолеуму трудно ходить, не шаркая ногами. Посмотрите, нет ли уступов, ступенечек. Я видел падающих ораторов. Это – не звездопад. Итак, хорошая точка для начала? Расстояние до первого ряда примерно полтора ваших роста. Благодаря этому те, кто сидит прямо перед оратором, не будут задирать голову. Сделаете шаг вперед, заставите их смотреть вверх, скоро слушатели устанут и отвлекутся. Не нарушайте золотое правило: слушателю должно быть комфортно. Начинаете либо в центре, либо слева от экрана, если смотреть из зала. Экран погашен. Или мы должны наблюдать представление из китайского театра теней? Законы мизансцены: слева начинается движение. Впрочем, катастрофы не случиться, если по какой-либо причине, вы встанете справа от экрана. Нельзя прижиматься к стене и нависать над слушателями. Всё остальное в работе с пространством возможно. Нужен воздух. Некоторый объем воздуха вокруг вашей фигуры. Времени на выступление, допустим, полчаса. Движение по площадке зависит от количества времени, проведенного перед слушателями. Выступление на полчаса не требует хождения по сцене. Лучше ограничиться короткими, двухшаговыми диагональными переступами. Не стоит шагать в проход между креслами, как любят это делать учителя в школе. Вас все должны хорошо видеть. Из этого и исходим. Если на сцене стоит трибуна, то Вам стоит начать, как положено, за ней, но потом желательно покинуть это убежище и спокойно выйти к людям. Опять же при условии, что нет специальных правил или технические средства не привязывают вас к этому месту. Слушатели должны видеть ваши ноги. Они в процессе убеждения играют роль не меньшую, чем светлая ваша голова. А в некоторых случаях (см. «Основной инстинкт» с Шерон Стоун), гораздо большую. |