44 выпуск

Опять в Москву, самолёт через несколько часов.… В дороге пишу тексты. Это единственный плюс любых дорог – напечатать одну-две страницы на будущее или возможность прочитать книгу, которая уже год лежит в стопке «Срочные». Посмотрите отрывок из прошлой поездки. О подготовке к выступлению. И всем хорошей дороги!

Теория и практика красноречия

Оценка аудитории

Существуют разные типы аудитории – их различают по количеству собравшихся, по уровню их подготовки, по степени мотивации к мероприятию. Каждая из характеристик имеет значение. Согласитесь, работать с группой из 10 человек совсем не одно и тоже, что с тремя сотнями слушателей, а выступление перед жильцами нашего дома непохоже на презентацию перед советом директоров, и уж тем более аудитория пришедших по своей воле отличается от аудитории пришедших по приказу. Любая характеристика будущих слушателей имеет для нас значение. Чем больше мы знаем, тем точнее в своих действиях. Разведка начинается с вопроса, ответив на который Вы на 70% обеспечите себе успех в любой аудитории. При условии, конечно, что используете полученное знание на все 100%. Это вопрос звучит так: ЧТО ИМ ОТ МЕНЯ НАДО?

На одном из тренингов по бизнес-риторике эту историю рассказал нам Игорь П., партнёр Юридической компании «Дювернуа Лигал»: «Я сижу на конференции. В отеле собрались не менее двух сотен участников. На повестке дня борьба с рейдерскими захватами. В зале повисла дурманящая тишина, едва нарушаемая жужжанием кондиционеров и утешительным бормотанием очередного оратора. О чём они говорят? Кто-то рассказывает о своей фирме, кто-то проталкивает новую услугу. Слушатели мирно посыпывают. Ровно в 13.50 зал ожил. Через десять минут обед. Вдруг модератор поднимает руку и делает объявление, от которого благовоспитанные коллеги оторопели. Оказывается, что один из докладчиков, директор полиграфического предприятия, должен уехать и просит дать ему возможность выступить сейчас, а не в 16 часов, как намечено программой. Некоторое время наблюдаю немую сцену из последнего акта «Ревизора». Затем публика усаживается по местам, готовая съесть оратора вместе с его докладом.
За трибуну встаёт немолодой мужчина в хорошем костюме и спокойно начинает говорить. Через минуту зал задышал в едином ритме и буквально впился глазами в оратора. Этот человек говорил полчаса, а потом еще столько же отвечал на вопросы. Слушатели не хотели отпускать его, напрочь забыв об обеде. Почему?
Оратор говорил о том, что действительно было интересно аудитории: делился своим опытом борьбы с рейдерами, давал рекомендации, как поступать в ситуации опасности, рассказал пару забавных историй. Все были в восторге и горячо аплодировали!»

Задача оратора – понять интерес аудитории и изменить своё выступление таким образом, чтобы этот интерес был учтён. Если получиться, оратор обязательно станет аудитории ИНТЕРЕСЕН.

Как узнать, в чём заключается интерес аудитории? Хороший продавец задаёт вопросы, чтобы выяснить предпочтения покупателя и предложить идеальный выбор.
Вопросы помогут и нам. Готовясь к выступлению, мы можем задать их тем, кто хорошо знаком с будущими слушателями. Например, вопросы могут быть такими:
• Зачем эти люди придут меня слушать?
• Какие аспекты этой темы могут их интересовать в первую очередь?
• Какую пользу они ожидают получить от моего выступления?
• Волнует ли их та проблема, которую я буду рассматривать в своей речи?
• Какие проблемы, близкие той, что будет рассматриваться, им интересны?

Ответы могут быть не полными и не точными. Любой ответственный за мероприятие в оценке потребностей аудитории, как правило, субъективен, тем более что он вряд ли знает тему так же хорошо, как и Вы. Будьте осторожны, понимайте, что обозначены лишь границы и направление возможного интереса. Чтобы помочь себе в понимании будущих слушателей, не ленитесь задавать дополнительные вопросы. Чем больше вопросов, тем лучше. Это тот случай, когда информация лишней не бывает.

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG