43 выпуск

Чтобы работать над книгой об ораторском искусстве, я уехал на Соловки. Думал, что там, в тишине, дыша чистым воздухом и купаясь в Белом море, я недельку отдохну, чуток поработаю и вернусь в свой питерский офис. Отдохнуть не получилось. Соловки накатились и раздавили. Я ходил по Островам, онемев от ужаса. Мне казалось, что гранитные валуны покрыты не рыжим лишайником, а ржавыми пятнами засохшей крови. Лица расстрелянных и умученных, звуки их голосов здесь не казались вымышленными. История догнала и напомнила о себе. Среди тех, кто окончил свою жизнь на Секирке и Анзере, было немало выдающихся ораторов, как дореволюционной, так и советской России. Вечная им память…

В нашей сегодняшней рассылке интервью с В.М. Мультатули (доцентом кафедры сценической речи и риторики СПбГУКИ, консультантом компании IGRO)
В разделе «Техника красноречия» несколько ответов на вопросы о работе с аудиторией, голосе и сложных ситуациях во время выступления.
В разделе «Наши встречи» – расписание ближайших программ.

Теория и практика красноречия

Интервью о риторике, о деловом красноречии, о проблемах современного русского языка и о многом другом с Валентином Михайловичем Мультатули.

Биографическая справка

В.М. Мультатули, сын кадрового военного Михаила Харитоновича Мультатули и Екатерины Ивановны Харитоновой, младшей дочери Ивана Михайловича Харитонова – повара Николая II, расстрелянного вместе с царской семьей в июле 1918 года. В 1953 году окончил филологический факультет Ленинградского университета, специализировался в области романской филологии. Кандидат наук, искусствовед, переводчик, автор исследований о творчестве Расина, Мольера, многих учебных пособий и монографий; создатель и художественный руководитель театра «Альянс Франсез», учредитель и почетный член административного совета общества «Альянс Франсез», режиссер и актер театра «Родом из блокады», преподаватель истории театра и риторики на историческом факультете СПбГУ, доцент кафедры сценической речи и риторики СПбГУКИ.

Читать интервью на сайте http://www.igro.ru/library/articles/multatuliint/

Техника красноречия

Как привлечь внимание аудитории в начале выступления? В нашей риторической практике есть одно незыблемое правило: надо уметь держать паузу. Не слова, а именно молчание собирает внимание аудитории. Когда оратор начинает говорить, не дойдя еще до своего места, он теряет половину слушателей, ведь они не успевают сообразить, что пора заканчивать свои насущные дела. Такому оратору сложно завоевать доверие. Но просто молчать нельзя. Пауза – это время напряженной работы. Вы устанавливаете зрительный контакт с участниками, давая им возможность оценить вас. Эта пауза может длиться две-три секунды, не более. Не стоит пережимать, а то возникнет неловкость. Не надо смотреть в глаза участникам формально, ищите «доброе лицо». Именно этому человеку и будет предназначаться ваше «Здравствуйте». Даже если вы использовали прием «вовлечения» и начали общаться с группой до точки отсчета, все равно, начало программы стоит обозначить паузой.
Я не рекомендую придумывать заранее «подходящие слова», хотя у каждого есть свои заготовки. Пусть всякий раз сама обстановка, настроение аудитории подскажет вам волшебную формулу.

Слушатель в зале громко разговаривает вслух... Что делать?
Первое правило – не стоит реагировать с обидой или раздражением. Если слушатель разговаривает вслух, то:
1. Вы и ваше выступление ему опостылели. Поздравляю.
2. Ему страсть как хочется обсудить те гениальные вещи, о которых он только что узнал.
3. Это временная проблема. Он должен срочно сказать что-то важное своей соседке.
В первом случае вам необходимо срочно вносить изменения в программу. Перейти к следующему вопросу, сделать интенсивнее подачу материала. Во втором – порадуйтесь и спросите у слушателей с милой улыбкой «все ли вас хорошо слышат». В третьем случае просто чуть уменьшите силу своего голоса, и через минуту вас будут слушать все.
Отличить первую ситуацию от второй и третьей вам поможет собственная интуиция.

Вне зала находится источник шума (ведется ремонт, шумит выставка). Как быть?
Не стоит делать вид, что в «Багдаде всё спокойно», но и заламывать руки и клясть на чем свет стоит организаторов мероприятия тоже не следует. Потом выскажитесь. Приведу простой пример выхода из трудной ситуации. На прошлой неделе проводил тренинг по публичным выступлениям в загородном отеле. Полностью положился на опыт организаторов проекта. Когда приехали, то оказалось, что обещанная тренинговая студия представляет собой комнату метров на 18, а количество участников – 14 человек. Плюс кое-какая мебель. В группе в основном руководители и владельцы бизнеса. Скандал мог вспыхнуть мгновенно. Я сказал следующее: «Коллеги, главное качество профессионала – гибкость. Нам редко приходиться выступать в помещениях, которые отвечают всем нашим требованиям. Мы должны уметь оборачивать минусы в плюсы. Сегодня будем работать в тесной аудитории, это значит, что мы получим уникальный опыт общения в таких условиях.… И т.д.» Группа работала великолепно. По этой схеме можно обработать любую неприятность, а можно найти и свои слова.

Садится голос... Что делать?
Либо кондиционер, либо поверхностное дыхание. В первом случае надо пить маленькими глотками теплую воду с кусочком лимона, во втором – идти на тренинг по развитию голоса.

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG