|
42 выпуск
Я слушаю по утрам радио. Вечером засыпаю под стрекотание компьютера. А днём живу окруженный звуками разного достоинства и силы. Машины, люди, собаки, двери лифта, телефон…. Никто не хочет молчать. В воскресенье зашел на кладбище. Какая тишина! Только шелест травы, да поскрипывание стволов. Тем, кто живет красноречием, как воздух необходим покой. Абсолютная тишина. Или вместе с ежедневными словами уйдут последние мысли.
В этом выпуске:
1. В разделе «Теория и практика красноречия» – интервью с профессором кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, руководителем знаменитой ленинградской Школы ораторского и лекторского мастерства при обществе «Знание», автором уникальной методики голосо-речевого тренинга Зинаидой Васильевной Савковой. 2. В разделе «Техника красноречия» – мои тренерские впечатления и советы.
Теория и практика красноречия
С профессором З.В. Савковой беседует PR-менеджер компании IGRO Ирина Агафонова. Мастер-класс Зинаиды Васильевны в программе Школы тренеров риторики и ораторского мастерства (25 – 29 июня).
Зинаида Васильевна, расскажите, пожалуйста, о Школе ораторского и лекторского мастерства при обществе «Знание», о ее целях и задачах?
Школа ораторского и лекторского мастерства начала свою работу в 70-е годы. Я предполагала, что и в ВУЗы введут этот предмет, потому что умение говорить, умение убеждать словом, умение общаться и заводить друзей – это самое главное в жизни. Наша кафедра первая в Ленинграде стала называться кафедрой сценической речи и риторики. Мы учили ораторскому мастерству студентов всех факультетов. Сейчас в некоторых диссертациях появляется информация, будто бы не было прежде в нашей стране преподавания риторики. Но это не так. В1918 году на Литейном 42, где сейчас находиться Общество «Знание», в основанном тогда Институте Живого Слова обучались риторике представители новой власти, еще темные и не очень культурные. У нас, к сожалению, всегда кто-то идет против хороших вещей. И появились люди, которым пришло в голову, что не важно как говоришь, а важно лишь о чем. Они закрыли этот ВУЗ. И даже в толковых словарях появилась статья о риторике, где говорилось, что это буржуазная наука, которая учит красно говорить и обманывать людей. Этот предмет изъяли из Университетов. В эти годы он не преподавался. Но сказать, что была прервана традиция обучения людей искусству красноречия нельзя. Потому что в Советское время в каждых коллективах были так называемые политинформаторы. В конце рабочего дня собирались сотрудники, и политинформатор говорил о событиях, которые произошли в стране и в мире. И именно этих политинформаторов мы и учили риторике.
Учебный курс лекторского мастерства и ораторского искусства в обществе «Знание» был двухгодичный, проходил два раза в неделю, вечером. Это была очень обширная программа и многие, кто окончил его, стали преподавателями ораторского мастерства и авторами многих книг по риторике. А меня в 70-м году в общество «Знание» привел великолепный оратор Абрам Григорьевич Саломоник, который возглавлял Университет ораторского и лекторского мастерства, преобразованный впоследствии в Комиссию ораторского и лекторского мастерства. Со дня его смерти этой комиссией руковожу я.
В Советское время в каждом городе были общества «Знание» и методисты, которые обучали людей выступать публично, но такого предмета не было в ВУЗах. Вы знаете, что сейчас в университетах читают курс, который с моей точки зрения, назвали очень непривлекательно: «Русский язык и культура речи». Такое название отталкивает. Многие молодые люди думают, что уже изучали этот предмет в школе. Такое название их не увлекает. Потому что это только небольшая часть предмета риторики. В нашем институте он тоже введен, но мы все-таки приближаем преподавание к ораторскому мастерству. Искусством убеждать словом мало кто владеет. Я и мои ученики – специалисты, мы владеем искусством речевого взаимодействия. Поэтому все школы моих учеников, которые существуют в нашем городе, котируются. То, чему они учат – это по делу, это по существу. Это по-настоящему школа ораторского искусства, школа риторики. Сегодня радует то, что люди начали проявлять интерес к риторике и понимать, что необходимо уметь говорить.
Вы создали свою методику постановки и развития голоса. Вы были первой, кто уделил внимание этому вопросу? Как возникла идея создания этой методики?
Еще на 4 курсе Театрального Института я поняла, что меня не так учат постановке голоса. Я человек деликатный и если говорю что-то, то свою точку зрения доказываю. Я так профессорам и сказала: «Вы меня неверно учили – говорю им – Вот вы меня учили чисто техническим упражнениям. Я стала на длинном дыхании играть роль, стараясь «уложить» фразу и поняла, что пропадает выразительность, пропадает общение, пропадает рождение подтекста». Когда я напечатала свою первую книгу, её заметили очень многие ученые, театральные деятели. Сейчас я пишу книгу о войне, о семье и у меня даже есть рубрика: «Они меня нашли». Например, профессор МХАТа, ученик Станиславского прочел мою книгу «Как сделать голос сценическим» и захотел найти меня, узнать кто я такая. Мы с ним встретились, и первую свою рецензию на мою книгу он назвал: «Это то, о чем мечтал Станиславский». Вот так коротко и ясно. Те специалисты, которые нашли меня после выхода книги, согласились при моей защите быть оппонентами, и отстояли мою диссертацию, к которой преподаватели ГИТИСА написали 168 замечаний «против», хотя сам ректор Максим Васильевич Горбунов пригласил меня защищаться у них. Я с не допущенной к защите диссертацией вышла и защитила её. Это была настоящая защита, каких еще не было. Были недоброжелатели, но уже была напечатана книга, много отзывов со всех ВУЗов страны, от актеров, режиссеров, из Болгарии, Венгрии, Германии. Недоброжелателям уже ничего нельзя было сделать. Моя методика очень быстро дает великолепные результаты. Она распространена не только в России, но и за рубежом. Недавно мне пришло приглашение из Гарвардского университета, но я, знаете, предпочитаю работать в России.
Сегодня во многих ВУЗах риторику читают как серию лекций о культуре речи. Как Вы преподаете, каковы методы, которые Вы применяете?
У меня на каждой лекции хохот, веселье. Мои занятия всегда сопровождаются юмором. Я понимаю, чтобы лекция не была сухой, должны быть примеры, которые заставляют посмеяться. И в то же время я предъявляю высочайшие требования. Я не знаю, что такое читать лекцию сухо или скучно. Я всегда советую свои учебные материалы. Сейчас уже в третий раз будет переиздаваться мое учебное пособие «Искусство оратора», выпущенное обществом «Знание», которое мгновенно раскупается. Оно конкретно, теоретически обосновано, но написано очень простым языком. По моим учебникам легко заниматься и студенты с увлечением их читают. Ни в коем случае нельзя позволять ученикам выходить с написанной речью. Плох тот оратор, который не пишет свое выступление. Нужно очень хорошо продумать начало и финал, первые фразы, они должны сразу заинтересовать. Но, написав, пожалуйста, не читайте, а рассказывайте.… Это самое сложное – научиться публично мыслить. Верная интонация рождается от, непосредственно, общения. И это самое важное для слушателя. Ведь он увидит, как оратор у всех на глазах рождает свои мысли. И всегда заметно, заученный ли это монотонный текст, или же Вы все придумали сейчас. И этому нужно и можно научиться.
Сегодня Вы отмечаете какие-либо оригинальные, интересные методики, изменения в области обучения ораторскому мастерству?
Методик много, но они все со знаком минус. Я беру книгу, смотрю оглавление и вижу, что книга обо всем. И я начинаю смеяться, открываю раздел – а тема раскрыта на пол странички. «Надо, чтобы голос был хороший, надо не бояться аудитории, надо быть уверенным». Что это за рекомендации?! «Чтобы не бояться аудитории, представьте, что перед вами сидят ваши должники, пусть они дрожат». У меня же разработана целая система воспитания навыков – как уметь побороть свое волнение. Этого я нигде не вижу. В моих учебниках, тем они и дороги, написано не только, что надо, но и как этого добиться. Так вот вся эта новая литература, все эти методики засоряют ваши головы. Надо так, надо этак…. А как этого добиться, этого никто не знает.
Сейчас очень много дилетантов пишут книги по ораторскому искусству. Многие прочитали литературу по риторике и думают, что они все знают, списав свою методику с чужих трудов. Это забавно. Среди авторов бывшие командиры подводных лодок, вчерашние психологи. Или, например, врач – прослушала наши лекции и открыла Институт риторики. Но ведь она не знает что такое речевое действие. Многие книги по ораторскому мастерству очень сложны, потому что их авторы – филологи – в них чрезвычайно подробно описывают сложные языковые законы, которые человеку, желающему научиться говорить, не нужны. Не нужен такой профессиональный материал, уже уходящий в изучение глубинных законов русского языка. Нужно уметь подчеркнуть главное и писать просто.
А какие Школы ораторского мастерства Вы сегодня можете отметить?
Я знаю, что успешно работает школа Игоря Родченко – IGRO, Школа «Возрождение», Школа на Мойке, я не знаю, как она сейчас называется (Санкт-Петербургская Школа Красноречия – прим. И.А.). Когда кто-то приходит ко мне заниматься, и я спрашиваю, в каких школах Вы были, смотрю их записи и понимаю, что эти школы котируются.
Компания IGRO в июне открывает Школу тренеров ораторского мастерства и риторики. Как Вы думаете, актуален ли этот проект сегодня?
Я думаю, что это очень актуально и важно. Чтобы те, кто вдруг взялись за этот предмет, действительно повысили свою квалификацию, услышали по-настоящему, что такое риторика и ораторское мастерство. И дай Бог, чтобы это все произошло интересно. Если вы сумеете организовать такую Школу и соберете тех, кто преподает этот предмет – это очень большое дело.
Речь – это сам человек. Как только человек заговорит, в его речи проявляется все: его жизненная позиция, его пристрастия, оценки его явлений, личности. И не случайно, что 2007 год объявлен годом русского языка. В Москве и Петербурге организовано общество защиты русского языка. Но пока я, к сожалению, не вижу, что что-то изменилось. Поэтому желаю Вам успехов в этом крайне важном и нужном деле!
Техника красноречия
Подсчитал сегодня, что за последние шесть месяцев я наработал более 800 часов тренинга. Военный летчик советской дальней авиации имел 120 – 180 часов в год. Напряжение огромное. Ведь ты все время среди людей и каждую минуту держишь внимание, реагируешь, отзываешься, говоришь. Тем, кто выступает публично довольно часто, «эффект выгорания» хорошо знаком. Как быть? Мой секрет прост. Надо не выступать перед людьми, а вести с ними диалог. Тогда твои слова будут перетекать к другим, вызывая обратный поток – энергия слушателей начнет питать тебя, наполняя силой. Быть внимательным и открытым к слушателю, вот что необходимо для сохранения себя. А на втором плане такое чудное средство как баня, только хорошая, правильная, с чистым, чуть влажным паром, с запахом трав и душистым березовым веником. И потом обязательно в бассейн, и плавать, и нырять. Так семь раз подряд. Это для тех, у кого сердце сильное. После бани чай и сладкий сон. Можно вдвоем.
Бывает аудитория, что корзинка с клубникой – ягодка к ягодке, словно всю жизнь знали друг друга. А бывает такой, будто специально подбирали по принципу, чем разношерстнее, тем лучше. Входишь и видишь – рядом поместились доцент и директор охранного предприятия, один улыбается, а другой сидит, три лимона прожевав. Начинаешь разговаривать и понимаешь, что рядом оказались любительница ток-шоу и программист, наизусть читающий Байрона в оригинале. Это самое сложное – суметь объединить такую аудиторию. Если не получится, то каждый из нас не возьмет от группы ничего и ничего не даст взамен. Тогда оратор свою задачу не выполнит. Ведь он тот, кто соединяет людей в одно целое. Что делать? Нужна кропотливая работа по налаживанию связей. Сначала пары, потом тройки, потом пятерки, потом все. И не забывать перемешивать, создавая вкусный коктейль. Здесь очень важно равномерно распределять внимание (ведь чаще мы теряем аудиторию, потому что привыкли говорить с тем, кого считаем лидером) и говорить на самом понятном языке, чтобы понимали все без исключения.
Есть три проблемы в звучащей речи, с которыми я работаю чаще всего: 1. Напряжение. Редко встретишь человека свободного в своём голосе и речи. Надо развивать свободное звучание. Есть комплекс упражнений. 2. Небрежность. Половину звуков проглатываем, не проговариваем. Обратил внимание, что многие специалисты, особенно в Москве, работая с голосом и речью, тренируют артикуляционный аппарат, заставляя губы двигаться правильно, язык держать там, где нужно и т.п. На самом деле, четкая артикуляция начинается в животе. Подвижность диафрагмы – вот, что нужно тренировать в первую очередь. 3. Монотон. Культура умственной отсталости порождает монотонное звучание. Послушайте, как говорят герои «Дома-2»: бу-бу-бу-бип-бип-бип-бу-бу-бу. Чем интереснее, богаче человек, тем ярче интонации. Но для того, чтобы личность зазвучала, и оратор начал владеть аудиторией, надо тренировать диапазон голоса. |