41 выпуск

Дорогие подписчики!

Сегодняшний выпуск рассылки открывает новый учебный год в Школе красноречия. Я, между прочим, один год преподавал в реальной школе. До сих пор с улыбкой вспоминаю своих восьмиклассников. Однажды пришел в класс после заседания у директора. Заседали в бане. Открываю портфель, а там невероятных размеров сушеная рыба вместе с детскими тетрадочками. Как же они пахли…. Меня потом прозвали «Рыбный день». С юмором детки попались….

Теория и практика красноречия

Я получил письмо с таким вот вопросом:
«На работе мне время от времени приходится выступать перед коллегами. Я понимаю, что говорю полезные для них вещи, но аудитория меня не слушает. Я читала, что их можно заинтересовать хорошим вступлением, шуткой и т.п., но мне всё равно не добиться от них желаемого внимания, т.к. они идут на подобное мероприятие уже с неверным посылом, что называется для галочки. Подскажите, как поступить в подобной ситуации».

Думаю, что это одна из самых сложных задач для оратора. Не знаю, есть ли у Вас ребенок…. Предположу, что это так. Ваша любовь к маленькому человечку постоянно смешивается с желанием быть с ним построже, ведь иначе Вы можете его разбаловать. И вот, когда Вы собираетесь немного поучить малыша важным и полезным в жизни вещам, вдруг отчетливо понимаете, что ему Ваши соображения, пардон, до лампочки. Что делают родители в этом случае?
1. Они просто машут рукой и оставляют все как есть до следующей попытки. 2. Кто-то хлопает ребенка по попе и говорит внушительно: «А ну-ка, послушай меня!» 3. Некоторые начинают манипулировать деточкой, обещая взамен внимания поход в Макдоналдс или игрушку.
Все три способа неэффективны. Ребенок может быть и выслушает, но не примет сказанное. И вот теперь я задаю Вам вопрос: «А как бы Вы поступили, если бы очень хотели научить ребенка полезным вещам?»
Вы присели бы рядом с ним на корточки, чтобы стать близкой. Вы бы начали с истории о рыцарях и принцессах, чтобы быть понятной и интересной. Вы бы разрешили ребенку задавать Вам вопросы и доверили бы ему самому сделать вывод, чтобы он лучше осознал и запомнил главное.

Попробуем поступить так же с нашей аудиторией.
Станем ближе. Кого люди слушают меньше всего? Тех, кто читает им мораль, кто разговаривает с ними свысока, кто раздражен и выплескивает эту раздражительность направо и налево. Против таких ораторов аудитория сразу выстраивает защиту. А если учесть, что Ваши слушатели и так не расположены слушать сообщение, то на тот настрой, с которым Вы выходите работать, надо обратить самое пристальное внимание. Стать ближе – это значит постараться быть проще, легче в общении с людьми. Поможет и шутка, и простое рукопожатие на входе в зал, и благодарность всем присутствующим. Обратите внимание на свое местоположение: может необходимо забыть о трибуне и выйти к слушателям? Ни в коем случае нельзя изображать из себя оратора. Надо оставаться собой даже в сложных условиях публичного выступления. Аудитория всегда ценит тех, кого считает своими. Не будем отдаляться от нее, станем ближе!
Постараемся говорить понятно и интересно. Есть в Ваших выступлениях что-то, что может живо затронуть аудиторию? Что сделает Ваше сообщение наглядным? Помните классический пример про выступление лектора в футбольном клубе? Ему надо было рассказывать о строении клетки фанатам футбольного клуба. Если они и интересовались клетками, то только в полицейском участке. Смертельный номер! Он начал так: «Как зародыш из почти незаметного и видного только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в двести фунтов?» (Сопер Поль С. Основы искусства речи. С 199). Чем еще можно усилить впечатление? Попробуйте сделать качественную презентацию в PowerPoint и подберите иллюстрации, которые будут соответствовать теме.
Станем понятными и интересными своей аудитории!
1) Не будем навязывать свою точку зрения. Наш принцип: лучше один раз слушателю самому подумать, чем сто раз от оратора услышать. Задавайте вопросы! Если не позволяет характер мероприятия, то сами вставьте в свою речь риторические вопросы, как бы побуждая слушателей к совместному размышлению. Например, вместо: «Наши показатели за первый квартал повысились, что позволяет говорить о сохранении прошлогодней положительной тенденции», лучше сказать примерно так: «Можем ли мы говорить о сохранении прошлогодней положительной тенденции? Да! Наши показатели за первый квартал повысились». Приемов вовлечения аудитории в процесс размышления тысячи! Интересные примеры можно найти у того же Сопера или скачайте на сайте Материал книгу Леммермана.

Только хочу предупредить, что эти советы работают в том случае, если содержание Ваших выступлений представляет некоторую ценность для слушателей.

Подведем итог. Если кто-то пришел на Ваше выступление «для галочки», не стоит переживать. Поверьте моему опыту, часто именно из таких слушателей и получается самая благодарная аудитория. Надо только отнестись к ним с пониманием и постараться доказать, что время они потратят не зря.
Бывает во много раз хуже, когда аудитория пришла с желанием слушать, а уходит отплевываясь и ругая оратора.

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG