|
40 выпуск
Дорогие подписчики!
Давно замечено, что крик не убедителен. Яркий пример – последняя передача В. Соловьева «К барьеру». Отношения выясняли иеромонах Алексей (Берестов) и «астральная жена Г. П. Грабового» Раиса Кошубина. Искреннее желание доказать телезрителям вредность всякой бесовщины при неумении сдержаться в условиях провоцирующей полемики привели к тому, что уважаемый человек в духовном сане выглядел ничуть не лучше бывалого политика из ЛДПР, а вместе с оппонентом они создали отвратительное зрелище базарной свары. Хотите что-то доказать? Избегайте спорить и, тем более, никогда не кричите.
В сегодняшней рассылке: 1. Воспоминание о С.М. Соловьеве в разделе «Из истории красноречия». 2. Размышление о жестах в разделе «Теория и практика красноречия». 3. Заметка о голосе от Севы Новгородева и несколько упражнений на четкость артикуляции З.В. Савковой в разделе «Техника красноречия».
Из истории красноречия
В конце 19 века живое слово культивировали немногие сословия и общественные группы в России. Адвокаты, актеры, преподаватели…. Среди выдающихся ораторов-академистов позапрошлого столетия был историк Сергей Михайлович Соловьев. Воспоминания о нем принадлежат другому историку и необыкновенно красноречивому человеку Василию Осиповичу Ключевскому. Публикую небольшой отрывок.
«Легкое дело — тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить — тяжелое дело, у кого это не делается как-то само собой, как бы физиологически. Слово — что походка: иной ступает всей своей ступней, а шаги его едва слышны; другой крадется на цыпочках, а под ним пол дрожит. У Соловьева легкость речи происходила от ясности мысли, умевшей находить себе подходящее выражение в слове. Гармония мысли и слова — это очень важный и даже нередко роковой вопрос для нашего брата, преподавателя. Мы иногда портим свое дело нежеланием подумать, как надо сказать в данном случае, корень многих тяжких неудач наших — в неуменье высказать свою мысль, одеть ее, как следует. Иногда бедненькую и худенькую мысль мы облечем в такую пышную форму, что она путается и теряется в ненужных складках собственной оболочки и до нее трудно добраться, а иногда здоровую, свежую мысль выразим так, что она вянет и блекнет в нашем выражении, как цветок, попавший под тяжелую жесткую подошву. Во всем, где слово служит посредником между людьми, а в преподавании особенно, неудобно как переговорить, так и недоговорить. У Соловьева слово было всегда по росту мысли, потому что в выражении своих мыслей он следовал поговорке: сорок раз примерь и один раз отрежь. Голос, тон и склад речи, манера чтения — вся совокупность его преподавательских средств и приемов давала понять, что все, что говорилось, было тщательно и давно продумано, взвешено и измерено, отвеяно от всего лишнего, что обыкновенно пристает к зреющей мысли, и получило свою настоящую форму, окончательную отделку. Вот почему его мысль чистым и полновесным зерном падала в умы слушателей. Гармония мысли и слова! Как легко произнести эти складные слова и как трудно провести их в преподавании! Думаю, что возможность этого находится за пределами преподавательской техники, нашей дидактики и методики, и требует чего-то большего, чего-то такого, что требуется всякому человеку, а не преподавателю только. (...) Слушая Соловьева, мы смутно чувствовали, что с нами беседует человек, много и очень много знающий и подумавший обо всем, о чем следует знать и подумать человеку, и все свои передуманные знания сложивший в стройный порядок, в цельное миросозерцание, чувствовали, что до нас доносятся только отзвуки большой умственной и нравственной работы, какая когда-то была исполнена над самим собой этим человеком и которую должно рано или поздно исполнить над собой каждому из нас, если он хочет стать настоящим человеком. Этим особенно и усиливалось впечатление лекций Соловьева: его слова представлялись нам яркими строками на освещенном изнутри фонаре». Источник: Ключевский В. Очерки и речи. – М., 1913. С. 27 – 28.
Теория и практика красноречия
Месяц назад пришел я на деловую встречу с директором агентства по набору персонала. Зашли в переговорную. Сели в мягкие кожаные кресла. Телу комфортно, но руки деть некуда, пришлось сцепить их в замок на животе. Как только сделал я это, тут же поймал встревоженный взгляд своего партнера. «Ах ты, Господи – думаю – я же закрытый жест демонстрирую!», - расцепил руки, вывернул их ладонями наружу, но забыл о ногах. А они – предатели – изобразили крендель. Ну, думаю, пропал. Поди, теперь, доказывай, что ничего худого против коллег не замышлял, что человек я простой и открытый. Хорошо, что директор с юмором оказался. Посмеялись мы оба над этими результатами тренинговых бдений. Понимание значимости «языка телодвижений» для эффективности общения необычайно важно, но превращение этого языка в примитивную табличку с картинками, объясняющими тот или иной жест, наносит вред обучаемому. В деловом общении важно овладеть культурой жеста, ограничив бессмысленные и беспомощные телодвижения, которые мешают передавать информацию. Не зря в народе говорят: «Чего словами не расскажешь, того руками не растычешь». В разговоре руки либо помогают говорящему, становясь дополнительным инструментом передачи мысли и чувства, либо, наоборот, всячески мешают ему, отвлекая и раздражая собеседников. Есть ряд практических рекомендаций, которые, я надеюсь, помогут Вам упорядочить жестикуляцию. Прежде всего, обратите внимание на «общее» положение рук. Если Вы стоите перед аудиторией, то руки разумно держать опущенными вдоль туловища, локти – слегка прижаты к бокам, но при этом руки подвижны, не закрепощены. Кисти рук свободны, пальцы не зажаты в кулак и не растопырены. Если Вы жестикулируете, то старайтесь избегать одинакового движения двумя руками. Это, так называемые, параллельные жесты (весьма распространенная манера сегодня) – движение маловразумительное и неэстетичное. Воспитанный человек жестикулирует одной рукой, согнутой в локте. Вторая рука может дополнять движение, но ассиметрично и менее интенсивно, т.е. действовать слабее и чуть ниже. За обеденным столом жесты вовсе исключены, а сидя перед аудиторией, мы держим руки перед собой на коленях и спокойно жестикулируем, если в этом есть необходимость. Но всегда стараемся быть в жестах точнее, расчетливее. Скупой жест, идущий от сердца, всегда скажет больше, чем ряд быстрых суетливых движений. Нам вообще следует избегать многожестия. Хорошо, когда мы владеем своим телом, а не оно нами. Заметьте, что если слов не хватает, то жестами мы часто пытаемся их заменить. Получается не всегда. Как говорится, нечего руками махать, коли Бог ума не дал.
P.S. К слову, история из жизни. Дело было в Копенгагене. Молодые ребята из только что развалившегося СССР, мы путешествовали по Северной Европе и чувствовали себя первопроходцами, открывая неизвестный Запад. Как-то поздним вечером вытаскиваю я из бара своего приятеля, и, пошатываясь, мы бредем к ближайшей станции метро. Надо было выбираться из центра на окраину города, где мы жили в большом доме одного маститого ученого. В Дании свои порядки. Метро, которое еще вчера закрывалось в час ночи, сегодня, почему-то, перестало работать в ноль тридцать. Делать было нечего, пришлось ловить такси. Прислонил я дружка к серой стенке какого-то дворца и отошел к дороге, дабы проголосовать. Что мне в голову пришло – не знаю, наверное, какой-то из прежде виденных фильмов про Запад вспомнился, но протянул я руку, сжал кулак, а палец большой опустил вниз и покачиваю кулаком. Решил, что именно так в Копенгагене надо машину ловить. Вдруг притормозил беленький форд. Водитель приоткрыл окно, вытянул руку и неожиданно показал мне средний палец. Я, что естественно для паренька из России, подумал, что шофер спрашивает меня: «мол, один я?». «Нет! Двое нас!» - и показываю два пальца буквой «V». Водитель уехал, громко выругавшись. Это потом я узнал, что мой первый жест имел прямое отношение к сфере нетрадиционных сексуальных услуг, а водитель не толерантно послал меня куда подальше, на что я «победоносно» ответил. Вот и скажите мне тогда, о чем мы на самом деле разговаривали.
Техника красноречия
Неожиданно в прошлогоднем номере газеты «Известия» наткнулся на небольшую заметку Севы Новгородцева о голосе. Кто такой Сева Новгородцев? Это было важно знать в 1970-х. Сейчас – необязательно. Просто хороший человек. «В 1927 году на экраны вышел первый звуковой фильм «Певец джаза», в котором снялся легендарный Ол Джолсон, урожденный Аса Йолсон из Литвы, до революции бывшей частью Российской империи. А принцип звукового кино был предложен русскими учеными Виксцемским и Поляковым еще в XIX веке. К чему это я? А к тому, что у истоков звукового кино россияне тоже постояли. Понятно, что после этого немых фильмов уже никто смотреть не хотел. Но вот беда — выяснилось, что у большинства звезд голос не соответствует внешности. Более того—люди поняли, что голос сам по себе может играть роль не меньшую, чем внешность. Он может завораживать, раздражать, воодушевлять. Про работу на радио и говорить нечего—можешь прийти небритым, но голос чтобы был в порядке. А как же иначе? Тебя ведь люди воспринимают только по голосу, представляя себе каждый как хочет. Когда я в первый раз поехал в Советский Союз в 1990 году, то слушатели меня не узнавали - многие считали, что я должен быть рыжим, толстым и курящим. Но не обо мне речь, а о телефонистках, которые с утра до вечера отвечают на звонки клиентов в одной большой фирме. Нагрузка такая, что люди к концу смены сипнут и не могут уже представить родную корпорацию в нужном свете, то есть звуке. И тут вспомнило образованное начальство, что в опере певец или певица голосят на сцене по нескольку часов. Обратились к солисткам Английской национальной оперы. Они учат телефонисток петь гаммы, разогревать голос, использовать диафрагму для дыхания, пить воду, чтобы связки не пересыхали, растягивать сухожилия и связки, сидеть на стуле с прямой спиной и с невидимой для клиента улыбкой бодро говорить в трубку «Good morning, how can I help you?» Источник: Известия. Ноябрь 2005.
Упражнения на артикуляцию профессора З.В. Савковой.
Тренируйте такие сочетания: птка! птко! птку! птке! птки! пткы! Бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы!.. Тренировка сочетаний взрывных согласных развивает артикуляционный аппарат: П-Б – губы, Т-Д—кончик языка К-Г — корень языка. Тренируя всевозможные сочетания согласных, отчитывайте, поддразнивайте, кокетничайте, форсите... Но только не делайте формально, мертво, механически, "без душевного участия", как говорил К. С. Станиславский. Упражнение "Цокот подков". Передайте цокот подков изящным звуком: ЦОк-цок! ЦОк-цок! ЦОк-копытце! ПОд копЫтцем пЫль клубИтся! Упражнение "Трубочист". Вы "моете" трубочиста. Делаете свободные движения рукой от плеча влево, вправо, влево, вправо... Приговариваете: МОем, мОем, ТрУбочИста ЧИсто, чИсто, чисто, чИсто! БУдет, бУдет, ТрУбочИст ЧИст, ЧИст, ЧИст, ЧИст! (К. Чуковский). Скандируйте стихи, а рука, двигаясь, будет подчеркивать ударные слоги, которые легко "вылетают". Четко заканчивайте слова с глухим согласным звуком Т: чисТ, будеТ, трубочисТ. Приучайтесь к четкому произнесению концов слов, особенно глухих согласных. Это не только позволяет точнее донести смысл, "дорисовать картину", передаваемую зрителю, слушателю, но и воспитывает навык рефлекторного дыхания. |