|
39 выпуск (09.01.2006)
Дорогие подписчики!
Как говорим - так и живем, как живем - так и говорим. Любопытная взаимосвязь, не правда ли? Японцы в 50-х годах прошлого столетия приняли программу «Языковое существование». Исходили из следующего:
– Япония принципиально отказывалась от приобретения территорий военным путем.
– В Японии нет источников сырья для промышленности и очень мало земли для сельского хозяйства.
– Население Японии велико и плотность населения велика.
– Единственным ресурсом экономического развития являются культура и интеллект.
– Для развития интеллекта нужна реформа в области речевой деятельности и языка.
– Вокруг этой программы необходимо сосредоточить духовные усилия народа и возродить патриотизм.
Японцы предприняли определенные действия (подробнее в книге Ю.В. Рождественского «Принципы современной риторики»). В результате такой речевой политики, я уже пятый год мечтаю побывать в Японии. Тянет повосхищаться плодами реформы. Интересно, а у нас будет принята такая программа?
Сегодня в выпуске:
1. Из истории красноречия. Немного о Робеспьере.
2. О страхе публичных выступлений. Хочется закрыть тему.
3. Упражнения на развитие подвижности лицевых мышц.
Из истории красноречия
Максимилиан Робеспьер любил розы, философию Руссо и хорошее вино. Он был неплохим адвокатом. История сулила стать ему одним из вершителей судеб французского народа. Вряд ли он стал бы таковым, не будучи талантливым оратором. Его речь о необходимости безо всякого суда казнить короля Людовика XVI открыла двери террору. Любопытно, что именно Робеспьеру принадлежит и одна из лучших речей об отмене смертной казни. Вот такие они, великие ораторы. Сегодня одно, а завтра – другое. И каждый раз со всем жаром убеждения. Максимилиан был обвинен своими соратниками в диктаторстве и казнен. Его палач Шарль Генрих Сансон записал в дневнике, что в ожидании своей очереди на гильотину Робеспьер сидел в повозке, прикрыв глаза. Лишь один раз он открыл их, когда из толпы крикнула женщина: «Отправляйся в ад, проклятый!» Редко кто из знаменитых ораторов, оказавших влияние на историю, оканчивал свой путь в мягкой постели. Так что учиться ораторскому мастерству не безопасно. Речь против смертной казни можно почитать на сайте www.ritorika.igro.ru в <мастерской. А вот еще любопытный отрывок о Робеспьере из «Психологии народов и масс» Гюстава Лебона: «Вожак может быть иногда умным и образованным человеком, но вообще эти качества скорее даже вредят ему, нежели приносят пользу. Ум делает человека более снисходительным, открывая перед ним сложность вещей и давая ему самому возможность выяснять и понимать, а также значительно ослабляет напряженность и силу убеждений, необходимых для того, чтобы быть проповедником и апостолом. Великие вожаки всех времен, и особенно вожаки революций, отличались чрезвычайной ограниченностью, причем даже наиболее ограниченные из них пользовались преимущественно наибольшим влиянием. Речи самого знаменитого из них, Робеспьера, зачастую поражают своей несообразностью. Читая эти речи, мы не в состоянии объяснить себе громадной роли могущественного диктатора. Общие места, многословие дидактического красноречия <…>. Никакой идеи, никакой остроумной мысли или выходки, но постоянная скука среди бури. И кончая это чтение, невольно хочется воскликнуть: уф! - как это делал вежливый Камилл Демулен, Страшно даже подумать иной раз о той силе, которую дает человеку с чрезвычайной узостью ума, но обладающему обаянием, какое-нибудь очень твердое убеждение. Но для того, чтобы игнорировать всякие препятствия и уметь хотеть, надо именно соединять в себе все эти условия. Толпа инстинктивно распознает в таких энергичных убежденных людях своих повелителей, в которых она постоянно нуждается».
Теория и практика красноречия
Докладчик обводит глазами зал и предлагает задавать вопросы. Я начинаю быстро добирать глотками воздух. Благоразумная мысль промолчать, подавляется неистовым желанием обратить на себя внимание публики. Судорожно хватаю двумя руками поднесенный микрофон, произношу первые слова ироничного, с моей точки зрения, возражения, немедленно зависаю будто «Виндоуз», покрываюсь свекольным цветом, отчетливо осознаю, как выгляжу в глазах окружающих, из последних сил надеюсь, что никто не видит мою предательски задрожавшую верхнюю губу…. Но, увы! Все видят, и все противно улыбаются, и все разглядывают мой позор с нескрываемым удовольствием….
Это не сон, это – воспоминание.
Как только приближается Новый год, увеличивается количество вопросов о том, как справиться со страхом публичного выступления. Наверное, это как-то связано с необходимостью произносить тосты в больших и незнакомых компаниях. А еще говорят, что Новый год семейный праздник…. Я готов еще раз написать об этом. Очередной детский новогодний утренник. Сынок был инопланетянином. Для начала мне довелось стать случайным свидетелем того, как музыкальный руководитель и директриса шипели на детей в два голоса, строя их по ранжиру и обещая кары небесные тому, кто «испортит праздник». Сразу стало понятно, чей это праздник. Конечно, не детей. Это был двухчасовой отчетно-выборный концерт бригады воспитателей и руководства детского сада перед родителями. Детки старательно повторяли выученные движения танцев, читали строчки стихов, страшно боясь что-нибудь забыть. Вот так публичность намертво склеивается с чувством страха перед провалом. И так будет на протяжении нескольких лет. Любое выступление станет сопровождаться главным вопросом «Ну как я?». Не как Вы или они, а именно «как Я». И не дай Бог, если Я сделал это плохо. Меня будут ругать, меня не будут любить, меня посчитают слабым, неинтересным. С раннего детства нас приучают к тому, что кто-то всегда будет оценивать каждый наш шаг. Я знаю, как раз и навсегда избавиться от этого страха. Перестаньте его замечать. Прекратите думать о нем. Сосредоточьтесь, наконец, на более важных вещах. Есть только один способ победить страх – заняться делом. Как только мы начинаем думать, двигаться, говорить – мы забываем бояться. В театральном институте в давние времена использовали такой фокус. Представьте себе класс полный первокурсников. На площадку вызывали одного из студентов, ставили перед ним тарелку с борщом и предлагали публично пообедать. Вообразите градус эмоций этого паренька! У него ложка канкан в руках танцевала! Чем больше думал он о том, как выглядит сейчас в глазах товарищей, тем размашистее становились движения танцующей ложки. И вот в это время Мастер начинал работать с его задачами, короткими и точными указаниями концентрируя его внимание на тарелке с едой, на простых вещах – запахе, цвете, чувстве голода. Постепенно студент отвлекался от аудитории, уходил в работу с объектом, начинал лопать за обе щеки, и в результате понимал, что если ты занимаешься делом, то ничего и никогда не боишься. Хотите избавиться от страха? Перестаньте думать о себе и начните делать дело.
Техника красноречия
Луи де Фюнес каждое утро перед зеркалом занимался мимической гимнастикой. Рискните повторить одно из его упражнений – в быстром темпе смените триста различных выражений лица. Ну, хотя бы тридцать. Причем каждая маска должна быть осмысленным образом: глупец, наивный, усталый, директор, влюбленный и т.п. Это я, конечно, в шутку. Великий актер зарабатывал с помощью своей неподражаемой мимики. Но вот парочка упражнений для поддержания в эластичном состоянии лицевых мышц. 1. Проснулись – улыбнулись, вытянули губы трубочкой и покрутили ею по и против часовой стрелки пять-шесть раз. Отбили губами чечетку без звука, а затем шумно выдохнули воздух, как будто лошадь останавливаете «Тппппру…!». Так несколько раз. 2. Кончиками пальцев помассировали лоб, щеки, нос. Потерли уши. Прищурились и открыли широко глаза. Так несколько раз. Потом как собачка принюхались и подергали кончиком носа. Подняли брови и опустили – нахмурились. Чуток покривлялись, успокоились и опять заснули с выражением счастья на лице. |