37 выпуск

В этом выпуске была опубликована моя статья "Чему учит бизнес-риторика" из журнала Top-manager. Ее можно найти на сайте. Страница "Мастерская", полка "Мои статьи".

Введение

Дорогие подписчики!

Простите, давно не писал - затянуло в водоворот повседневных дел. Пора исправлять ошибку…

Теория и практика красноречия

Сегодня шел по Невскому проспекту. Навстречу спешили люди. Их было очень много и одна лишь мысль о том, что большинство ты видишь один единственный раз во всей своей недлинной или длинной жизни - волновала. Их лица на мгновение попадали в поле моего зрения. И этого было достаточно, чтобы увидеть в промелькнувшем лице то главное, что говорило оно окружающим. Кто-то нес свой успех и привычную беззаботность, и кожа его щек потрескивала от здоровой натянутости мышц, а кто-то хранил в глубоких бороздах морщин свою пожизненную усталость. Высокие лбы и низкие, широкие носы и тонкие, толстые губы и узкие, цветные глаза и бесцветные.… По Невскому шли не люди, а тексты. Останови любого, вглядись в его лицо и ты многое сможешь узнать…

Лицо – это кладезь информации. Какой? Начнем с того, что наше лицо состоит из трех слоев – трех групп мимических сигналов. Первая – постоянные сигналы. Это цвет кожи, форма лица, строение костей и хрящей и т.п. По этой информации мы часто определяем расовую и национальную принадлежность человека, его пол, иногда делаем не вполне обоснованные выводы о чертах его характера (высокий лоб – умный, твердый подбородок – волевой).

Вторая группа – медленные сигналы. Это наши постоянные морщины, шрамы, изменения упругости кожи…. Вот уж действительно прав Гюго говоря, что «лицо человека вылеплено его совестью и жизнью». Так вот и ходят одни с маской вечного недовольства на лице, а другие радуют глаз своей жизнерадостностью и добротой. Третья группа – быстрые сигналы. Мгновенные изменения мимики под воздействием внешних обстоятельств или внутренних переживаний.

Мимика подчеркивает, уточняет то, что говорится нами, а может, против нашей воли, выражать то, что хотелось бы скрыть. Так мне пришлось прочитать нотацию маленькому мальчику по имени Егор. Но как же трудно хмурить брови, когда улыбка так и лезет на лицо. Само собой шалун это заметил и все дальнейшие «угрозы» были как горох об стену.

Нам бывает очень трудно скрыть свои чувства. Можно научиться успокаивать дыхание, освобождать тело от лишних зажимов, но как справиться с мгновенной реакцией лицевых мышц, с покраснением щек, с расширением зрачков? Вероятно, это под силу человеку, великолепно контролирующему себя – этакому Быстрому оленю из племени Сиу. Я к таким не отношусь и больше интересуюсь не умением скрыть, а умением продемонстрировать.
Зная один из важнейших законов речевого общения «говорить больше глазам, а не уху», надо помнить и о выразительности собственного взгляда. Что мешает этому? Скрытность, неуверенность в себе, настороженность в отношении других людей и нелюбовь к людям. Око – зеркало души. Если существуют барьеры между мной и другим человеком, то говорить о выразительности сложно. Взгляд, ищущий что-то на полу или на потолке; избегающий прямого контакта с глазами собеседника; бегающий, суетливый взор - какая уж тут выразительность! Существуют, конечно, чисто технические способы установления зрительного контакта, когда сделать это по психологическим причинам трудно (например, посчитать реснички у собеседника)), но техника техникой, а выразительность выразительностью. Проще говоря, для того, чтобы «глаз зажигал», необходимо позаботиться о том, что будет поддерживать огонь, т.е. о внутреннем содержании: узнать материал и увлечься темой, загореться желанием изменить слушателя и найти свою точку опоры. Важно следить за тем, чтобы слушатели могли видеть Ваши глаза – не прикрывать веки, не надевать очки с затемненными стеклами, не бегать глазами с одного лица на другое, не закончив мысль и т.п. О глазах писать хорошо, но губы-то важней.… Об этом в следующий раз.

Нашей «Школе красноречия» скоро исполнится два года. У нас есть свой постоянный круг читателей, которым я безмерно за это постоянство благодарен. Читать мою рассылку могут люди терпеливые… А как быть тем, кто не имеет времени на продолжительное чтение с экрана, а хочет получить быстрый и конкретный совет по нашей теме? Для них мы открыли новую рассылку на Subscribe.ru. Она называется «Бизнес-риторика». Приглашаем Вас подписаться! Вот и адресочек: http://subscribe.ru/catalog/economics.education.businesritorika.

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG