33 выпуск

Прислушайтесь…

Теория и практика красноречия

Любое речевое взаимодействие – это борьба, столкновение интонаций. Мы убеждаем друг друга не только аргументами, но и музыкой слов. Интонационная борьба создает накал взаимодействия. Недавно наблюдал на одном из семинаров столкновение питерской и московской интонационных моделей речевого поведения. Резкий, завышенный тон с немного нервными подергиваниями концов фраз и яростной жестикуляцией (обязательный элемент, как точка высказывания – кольцо ОК) и спокойный, медлительный, чуть монотонный гул ответных реплик. Пока не была найдена взаимоприемлемая тональность – висело в воздухе ощущение конфликта. При этом в содержании речей не было ни намека на конфронтацию.
Стратегия работы с аудиторией основана не только на зрительном контакте или приемах «вовлечения» - она основана на поиске общего звучания. Когда таковое найдено – исчезает волнующий элемент борьбы и начинается сотрудничество. При этом общее звучание не отрицает индивидуальности каждого. Точно так происходит и во время переговоров или беседы по телефону. Первые минуты – это поиск общей тональности. Если диалог направлен на конфликт, то это легко можно услышать. Потому что собеседники звучат на разных этажах и произносят фразы в разных ритмах. Закройте глаза, прислушайтесь.… Эта музыка речи говорит о людях больше, чем они сами того, быть может, хотели бы.
Интонировать речь, т.е. создавать интонационный рисунок – это значит уметь изменять скорость произнесения, уметь понижать и повышать тон голоса, верно расставлять паузы, окрашивать тембром звучащую мысль, создавая ее характер и подчеркивая свое отношение к высказываемому. Более 30 компонентов входит в понятие интонации. Как же важно владеть этим искусством! Ведь мы живем в стране интонации. В России главное не то, что говориться, а то, как говорится. Самая неприятная информация может быть сглажена для собеседника за счет мягких полутонов и, наоборот, сообщить радостную новость можно так, что у собеседника отпадет всякое желание поделиться этой «радостью» с кем-то еще.

В работе над совершенствованием этого искусства стоит сочетать как чисто технические задания (голосо-речевая разминка), так и работу с текстами. Причем желательно – поэтическими. Никакой другой текст не дает таких возможностей для понимания и овладения ритмом и красочностью произнесения, как хорошие, классические стихи. Не зря в древних школах риторики, первый год обучения был посвящен именно чтению вслух образцов поэзии и речей великих ораторов.
Настраивайте голос на решение практических задач. Помните, что монотонность высказывания – это признак шизофрении.
На ближайшем тренинге в Москве я предложу специальный блок работы над обогащением интонационных возможностей. Но для тех, кто работает в домашних условиях, предлагаю одно простое упражнение. Возьмите стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» и прочтите его несколько раз, но совершенно по-разному. Сначала с интонацией «революционной бури», будто Вы призываете толпу на штурм Зимнего. Так я читал в 6 классе. Потом с ощущением глубокой экзистенциальной потери (тема одиночества, мол, потерялись Вы в поисках берега и тоскуете). Так я читал на первом курсе института. Затем радостно, с ощущением законной гордости за обретение свободы. Так я читал в начале 90-х. Ну, и напоследок можно прочитать произведение Лермонтова с неподражаемой интонацией бизнес-общения: сухо, точно, не теряя ни секунды времени, так, чтобы сразу стало ясно, сколько стоит парус, сколько путевка в «страну далекую» и чем грозит отказ от «страны родной». Лермонтов Вас не осудит.

Ни к селу, ни к городу…

В субботу вернулся из Москвы.… Люблю я этот город. Такой он бестолковый! Дома большие, а люди - маленькие. Огорчился немного. Все искал женщину.… Увидеть хотел, восхититься. Ну, вот такую, какой я себе коренную москвичку представляю, т.е. кустодиевскую. Помните картинку из учебника - «Купчиха». Румяная, дородная баба пьет на балконе чай из блюдечка. А взгляд смешливый. Не нашел, не увидел. Перевелись, что ли?

А в Петербурге проводил семинар. Стою у стола и, вдруг, входит она… Глаза синие-синие, плечи покатые, грудь высокая. Ей-богу, Кустодиев! Не перевелись еще красавицы на Руси! Точнее – в Петербурге.

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG