|
3 выпуск
Дорогие подписчики!
В этом выпуске – очередная новость, история из жизни Демосфена, ответы на домашнее задание, дыхательные упражнения.
"Красноречивые" новости
Вечером 17 декабря на Санкт-Петербург опускался снег. По замерзшему Московскому проспекту, рассекая поток спешивших людей, чинно шел высокий, седовласый мужчина с авоськой в левой руке. Я бы никогда не обратил на него внимание, если бы не одна деталь… Мужчина был одет в летнюю безрукавку и шорты. Всякий из провожавших его любопытным взглядом и даже те, кто делал вид, что такое одеяние зимой в порядке вещей, инстинктивно повторяли одно и то же движение – они кутались поплотнее в шубы, пуховики, зимние пальто, куртки.
В риторике нечто подобное называется антитезой – это прием, усиливающий воздействие речи на слушателя. Суть приема в противопоставлении слов, идей, образов. Черное всегда лучше смотрится на белом, а зима становится холоднее на фоне чужой жары. "Сытые свиньи страшней, чем голодные волки" – сказал Игорь Губерман, используя антитезу.
Теория и практика красноречия
Сегодня в этом разделе ответы на домашнее задание. Напомню вопросы:
1. Вы приглашены в гости к одному из уважаемых коллег по работе. Юбилей его трудовой деятельности. Вам выпала честь произнести первый тост. Ваша цель в этом речевом высказывании?
2. Совещание. Вы намерены предложить план новой рекламной акции. На совещании, помимо Вашего прямого начальства, будут присутствовать и Ваши коллеги из других отделов. Цель? Объект?
Когда Вы определяете цель своего выступления, спросите себя: "для чего я произношу эту речь?", "чего я хочу добиться своими словами?". Если я произношу тост, то, наверное, прежде всего я хочу сделать приятное тому человеку, к которому этот тост обращен. Для кого-то приятным будет высказанное вслух общественное признание его заслуг, для кого-то тихие, искренние слова любви, для кого-то обещание никогда больше не ругаться и т.д. Я был вынужден однажды произносить тост, целью которого было публичное подтверждение верности руководству. Неприятное воспоминание.
Вот как ответил на вопрос о тосте один из моих читателей: "Моя цель во время произнесения тоста будет – передать общие пожелания, добрые чувства к этому человеку, дать понять, что все мы очень ценим и уважаем его".
Хорошо, единственное, я бы уточнил, что "передать общие пожелания" – это все-таки процесс (мы в любой речи что-то передаем), а вот цель "хочу, чтобы юбиляр понял (узнал, почувствовал), что мы все ценим и уважаем его" – верна, и для этого я и пожелания передам, и в любви признаюсь, и пошучу, и спою.
И во втором примере стоит уточнить формулировку: Для чего я выступаю? – для того, чтобы "…предложить свой вариант?" – Хорошо, предложили, спасибо, а дальше что? "Прийти к общему мнению с коллегами?" – вот это правильно, но только не к некоему абстрактному «общему мнению», а к тому мнению, что устраивает Вас и, с Вашей точки зрения, компанию. Естественно, что объектами воздействия будут в первую очередь те, от кого зависит принятие Вашего предложения. Но выстраивать диалог только с ними – неразумно, непрофессионально и невежливо. Так нерадивые студенты, произнося свои «зачетные» речи, обращают их льстиво только к преподавателю, забывая обо всех остальных слушателях, и попадают впросак (на пересдачу). Поэтому прав мой читатель в выборе объектов воздействия. Ими будут начальство, коллеги и гости. Именно в такой последовательности.
Что ж, давайте закончим препарировать действительность как лягуху. В обыденной жизни определение целей происходит интуитивно, мы даже не задумываемся над этим. Но в профессиональной деятельности мы часто попадаем в ситуации, поведение в которых должно быть осознанным. Тот, кто привык задавать себе парочку вопросов перед тем, как приступить к исполнению задуманного, всегда будет действовать увереннее и успешнее.
Из истории красноречия
Демосфен никогда не выступал без предварительной подготовки. Плутарх в своих "Избранных жизнеописаниях" оставил такой анекдот: "…даже когда народ вызывал его, сидевшего в Собрании, по имени, требуя выступить, он не вставал с места, если не обдумал и не приготовил речь заранее. За это многие ораторы издевались над ним, а Пифей однажды сострил, что от рассуждений Демосфена пахнет фитилем, на что Демосфен ядовито заметил: "Зато тебе светильник служит для другой цели!" (намек на тайную связь Пифея с женщиной, к которой тот пробирался ночами со светильником в руках).
Стоит только отличать речь ПРОДУМАННУЮ, от бездумно ВЫУЧЕННОЙ наизусть. Первая служит, как сказали бы греки, к Вашей славе, а вторая – к позору.
Техника красноречия
Сегодня поговорим о дыхании. Вот отойдите от компьютера, встаньте прямо и сделайте несколько вдохов и выдохов. Сделали? Привет начальству… Уверен, что многие дышат, используя только верхнюю часть легких. Особенно – женщины (у мужчин от такого дыхания, подчеркнутого декольте, кружится голова). Плечи и грудь поднимаются, а бока и живот спокойны. А вот попробуйте вдохнуть так, чтобы задействовать и те резервы, что находятся в нижней части легких. Вдохните глубоко, так, чтобы растянуть бока. Положите ладони на нижние ребра (они должны раздвинуть Ваши ладони при вдохе). Стенка живота тоже уходит вперед. Плечи на месте, не надо их поднимать. В районе солнечного сплетения у Вас находится мышца – диафрагма (она разделяет грудную и брюшную полости), вот ее работа очень важна для нашего дыхания. Вы делаете вдох – диафрагма опускается, выдох – она, как купол цирка Шапито, поднимается вверх. Диафрагма, как хороший истопник, подает энергию для нашего голоса.
А сейчас сделайте несколько глубоких вдохов, но не механически, а представив свой любимый запах. Надышитесь напоследок :)))
Теперь соедините выдох со звуком "С" или "З" или "Ж". Пусть полетает комар, прожужжит жук или пошипит змея. Вы почувствуете легкое напряжение в районе солнечного сплетения. Не форсируйте звук. Мышцы шеи должны быть предельно свободны. Изображайте звуки природы, воспроизводите их. Достаточно.
Не забудьте написать мне о Ваших впечатлениях.
До встречи! |