|
29 выпуск
Дорогие подписчики!
Прошел тяжелый январь. Пора приступать к работе. Мне, по лености моей, хотелось по новой закрутить прошлогодние темы - о страхе, о целях, о действии, ну и т.д. Но оказалось, что есть среди Вас люди, которые читают эти выпуски чуть ли не с первого номера. Мне было очень приятно получить от них новогодние поздравления. Как же я теперь могу утомлять таких читателей повторением сказанного? Нет, нет и нет. Школа красноречия представляет цикл выпусков, посвященный искусству спора.
Теория и практика красноречия
Давайте сразу определимся, с кем ни при каких условиях спорить не стоит. Как говорится, отбросим лишнее. Если спор – это борьба, то нелепо бороться с заведомо слабым противником. Тут сильный потешит свое тщеславие, а слабый навсегда затаит обиду. Что может быть результатом такого спора? Унижение или комический эффект. Бороться на ковер выпускают соперников в одной весовой категории. Если у одного из спорщиков не хватает знаний или ума, то он просто не поймет своего соперника. Еще хуже, если у слабого соперника помимо ума не хватает внутренней культуры. Тогда Вы повстречаетесь с классическим «Сам дурак!». Зачем же тратить время?
Все помнят русскую пословицу «О вкусах не спорят», но не все берут ее на вооружение. Смею утверждать, что 90% случаев конфликт возникает из-за расхождения во вкусах. Но ведь вкус – дело личное. Я, например, не люблю Мураками (тем более, что я его не читал), а Вы его обожаете (хотя, вполне возможно, тоже не читали). И вот представьте наш спор. Я кричу: «Мураками – полное г…!!!», а Вы мне в глаз… Опять теряем время. Да и здоровье…
Не стоит спорить по пустякам. Зачем уподобляться средневековым схоластикам, которые до одурения спорили о том, был ли у Адама пуп или нет? Или – знаменитый спор о курице и яйце. В «Прении о вере скомороха с философом жидовином Тарасом» по этому поводу упоминается любопытный эпизод. Ученый диспутант, естественно плешивый, задает своему сопернику роковой вопрос, который и до сих пор занимает цивилизованное человечество: «Что от чего произошло - яйцо от курицы или курица от яйца?» Скоморох тотчас хлопнул ладонью философа по голове: «От чего треснуло, от плеши или от ладони?».
Девушка в недоумении стоит у станции метро «Площадь Восстания». По её прекрасному личику текут крохотные слезки. Любимый, с которым они вчера познакомились, не пришел на свидание. Она ждет его уже двадцать минут. И вдруг! О чудо! Он вылетает из-за угла. Тяжело дыша, поясняет, что он не мог найти носки. Взмахнув ресницами, она заявляет: «Ты просто не любишь меня!», - «Да нет же, любимая, я потерял носки!». «Не любишь!» - «Носки!» - «Не любишшшь!!!» - «Но-о-оски-ии!!!». Это бесконечность. Вот почему не стоит спорить из-за мотивов поступка. Доказать тут что-либо сложно. Хотя, скажете Вы, ведь он все-таки пришел. Да. Поэтому советую, на всякий случай, не спорить с женщинами. Мой опыт подсказывает бесперспективность такого занятия. Наш парень просто забыл купить цветы.
Техника красноречия
Самое главное человеческое качество, необходимое спорщику, – это, конечно, хладнокровие. Предлагаю ряд упражнений для его тренировки. 1. Возвращаясь поздно вечером домой, не старайтесь держаться освещенных участков, а смело идите вглубь подворотни и там, если Вам повезет, Вы наткнетесь на группу подростков. Подойдите развязной походкой к ним и хладнокровно спросите: «Эй, пацанва! А не пора ли по домам, баюшки?» 2. Выпив в гостях водки, не вздумайте брать такси, а спускайтесь смело в метро. Когда Вас остановят для проверки документов радостные милиционеры, хладнокровно заявите: «Ну что, оборотни в погонах, заждались?» 3. Завра же зайдите в кабинет к начальнику, и иронично похлопав его по плечу, хладнокровно скажите: «Петрович! Ты когда мне зарплату повысишь? Вдвое, а?»
Думаю, что эти упражнения пойдут Вам на пользу. Если от Вас, конечно, что-то останется…
А вот задачка на развитие логического мышления, столь необходимого в споре: «Три рыбака нашли такие предметы, выброшенные на морской берег после кораблекрушения: семь пу¬стых бочек, еще семь, наполовину налитых вином, и семь бочек, полных вина. Как им разделить все найденное на троих, не прикасаясь к бочкам и не переливая вина, чтобы каждому досталось равное количество бочек и равное количество вина?» |