28 выпуск

Через несколько часов наступит Новый год. Я от всей души поздравляю Вас с этим радостным событием. Пусть все у Вас будет хорошо. Пожелаем друг другу надежды, любви и добра! И чтобы не было в нашей жизни уныния и суеты! Сегодня я предлагаю Вам небольшой «тематический» материал под названием «Риторика для Деда Мороза» и статью «Голос секретаря».

Пауза

Итак, должен признаться, что когда-то я в полной мере познал радости блуждания в теплой шубе вокруг зеленой красавицы при температуре плюс двадцать пять. Не сосчитать, сколько чудесных глаз заглядывали мне в лицо, пытаясь понять: он настоящий или нет? Конечно, настоящий! Но скажу Вам по секрету, что быть «настоящим» - задача не из легких. Даже взрослые, казалось бы, давно не верящие в сказку, очень ревниво относятся к нарушению принципа «правды Деда Мороза». Помню, как мои знакомые пригласили каких-то артистов выступить на Новый год. Дедушка появился в неформальном тельнике, а снегурка – в балетной пачке. Народ посмеялся, а праздника – не получилось. Слишком дорог нам Новый год своими традициями. Запахом мандаринов и хвои, салатом «Оливье», белой бородой дедушки, его красным мешком с подарками. Вспомнив былое, решил я сформулировать три принципа работы хорошего Деда Мороза. Все они имеют прямое отношение к риторике. 1. Дед Мороз должен впечатлять одним своим видом. Худой костюмчик нашему герою не к лицу. Тещин халат с кусочком бельевой веревки не годится! Даже красная штора с петухами не подойдет. Фактура должна алеть тяжелым бархатом и сверкать морозными искрами. Борода из солдатского вафельного полотенца хороша - ей можно отирать пот, но у настоящего Деда Мороза она из натурального или синтетического волоса и лежит окладисто, спокойно выдерживая легкие детские подергивания. На ногах дедули валенки, а не итальянские боты сорок пятого размера. Но главное - это лицо. Если на расстоянии полуметра заметен грим, то «Царь-то – ненастоящий!». Однако все очарование пропадает, если дедушка не любит тех, для кого он – самый дорогой на празднике гость. Как и в искусстве красноречия – всё дело в любви к аудитории. 2. Дед Мороз не играет свою роль. Он в этой роли живет. Ходит спокойно, говорит басисто, иногда покряхтывает. На Снегурку смотрит без вожделения и по попе её за елкой не похлопывает. Волнуется незаметно и в играх не заигрывается, на паркете не растягивается. Текст свой знает от и до. В себе – уверен. Что позволяет ему соблюдать третий принцип. 3. Дед Мороз всегда готов к любым неожиданностям. Возле елки случается всякое. Как-то раз, помню, пригласили меня поздравить ребятенка к знакомым приятелей. Доехал, вошел в подъезд. Грим на лице, валенки на ногах. Осталось шубу одеть, да бороду приладить. По договоренности моя походная сумка была оставлена под дверью. Хозяин дома должен был её забрать, как только Дед Мороз пройдет в комнаты. Похороводили. Дите загадки отгадывает, родители умиляются, остальная публика хохочет. Хозяин всё на видео снимает. Пришло время подарки дарить. Иду в коридор за мешком и вижу, что сумочки моей с вещичками по соседству не наблюдается. Тихонько так спрашиваю: «Поклажу в ванную поставили»? В ответ – испуганное недоумение. А в сумке зарплата, премия и заработок новогодний. Деньги для артиста приличные. «Сумка моя где???», – повторяю шепотом. Хозяин неловко выглядывает за дверь и испуганно отвечает: «Уже нету…». А дите, замечу, подарки ждет. Эх-ма! Как хотелось сорвать бороду и рвануть за дверь… Уходят воры-то! Но нет, тяжела и неказиста жизнь советского артиста. Впрочем, Новый год – он и есть Новый год. Чудеса случаются! Нашлась пропажа во дворе, стояла возле помойки. И содержимое нетронуто. Пошутил кто-то. Вот так и на презентации или любом публичном выступлении мы можем столкнуться с совершенно неожиданным поворотом событий. Главное – выдержать паузу, чтобы не потерять лицо. Пожалуй, это еще одно мое пожелание к Новому году: легко держать паузу и никогда не терять лица! В качестве приложения к этому выпуску - статья «Голос секретаря». В её основе один из выпусков нашей с Вами рассылки.

Теория и практика красноречия

Не раз приходилось слышать выражение «Секретарь – голос фирмы». А каким должен быть голос самого секретаря, достойно представляющего компанию? Я задал этот вопрос участникам одного из тренингов. Вот что мне ответили: «Теплым, приятным. Чтобы не захотелось сразу повесить трубку…» (Аня, менеджер по персоналу). «В нем должны присутствовать деловитые интонации, но при этом он не должен быть сухим» (Антон, аспирант). «Мне нравится, когда в голосе ощущается темперамент. Когда хочется слышать и слушать человека. Но это не только к секретарю относится» (Иван, начальник отдела). «Голос секретаря должен соответствовать ее обязанностям. Во-первых, я не должна переспрашивать ее о сказанном; во-вторых, в ее голосе должно чувствоваться уважение ко мне, независимо от моей должности или статуса; в-третьих, голос должен иметь очень приятный тембр, чтобы создавалось ощущение приятного общения с приятным человеком. Для меня голос очень важен, потому что я получаю часть информации о человеке именно из его голоса. По голосу сразу ясно, как человек относится к себе и к окружающим» (Александра, директор). Рассуждая о качествах голоса, наши участники прежде всего имели в виду телефонное общение. Набирая телефонный номер компании, в большинстве случаев мы попадаем к секретарю и уже в первые секунды общения составляем впечатление о культуре нашего абонента, а значит, и о корпоративной культуре фирмы, с представителем которой мы общаемся. Ясно, что при телефонном разговоре, когда зрительные каналы восприятия не задействованы, голос секретаря приобретает особое значение. Он – визитная карточка компании. Если мы слышим на другом конце провода голос, обладающий красивым тембром, богатством интонационных красок, широким диапазоном звучания, то мы испытываем чувство удовлетворения, какое испытывает всякий человек от общения с приятным собеседником. По закону обратной связи в нас возникает чувство уважения и благодарности к нашему партнеру по общению. И совершенно противоположную реакцию вызывает голос человека, пронизанный нотами раздражения - потрескивающий, словно старый радиоприемник, или повизгивающий, как несмазанные петли форточки. При встрече с секретарем в офисе наше внимание переключается на зрительное восприятие, и голос как будто отходит на второй план, но не теряет при этом своего значения в оценке собеседника и в восприятии необходимой информации. Ведь только голос обеспечивает слышимость произносимого, именно с его помощью мы наполняем слова чувством. Увеличивая или уменьшая силу голоса, изменяя темп речи и краски тембра, мы выражаем мысль, отделяя звучанием главное от второстепенного и создавая мелодические рисунки предложений и других словесных конструкций. Голос секретаря – это инструмент, помогающий донести мысль и чувство до собеседника. И не только донести, но и заразить его этой «эмоциональной мыслью». Чтобы легко выполнять свои функции, этот инструмент должен отвечать определенным требованиям. Каким? Конечно, он должен быть выносливым. Ведь голосо-речевой аппарат секретаря подвержен серьезным нагрузкам. Два-три часа непрерывного говорения могут привести к першению в горле, откашливанию. Голос тускнеет, становится не способным выразить мысль и чувство говорящего. Как стираются без масла части двигателя, так и голосовые связки при интенсивном использовании у нетренированного человека «изнашиваются» и дело может дойти до операционного вмешательства. Голос должен быть гибким. Такой голос охватывает максимальный объем звучания от привычных средних звуков до возможных низких и высоких тонов. Голос, способный лишь на движение «по одной рельсе», т.е. монотонный – слаб и невыразителен. Из-за этого сокращается информационный ресурс. Слушая прямой, как палка, голос, наш собеседник быстро утомляется и отключает свое внимание от происходящего. Он должен быть сильным. Что есть «сила звука»? Это мощь звуковой волны, которая рождается от амплитуды колебания голосовых связок. Нужен ли секретарю сильный голос? Конечно, ведь современный секретарь выполняет многие административные функции и далеко не всегда в тиши офиса. Кроме того, сила звука неверно ассоциируется исключительно с громкостью. Сила звука – это сила убеждения, помноженная на силу звучания при обязательной мягкой атаке (мягкое, ненадрывное и ненапряженное звучание). Голос человека очень хрупок. Если Вам приходится ежедневно говорить по несколько часов, и при этом звучание Вашего голоса не освобождено от мышечных зажимов (сдавленный голос), у Вас болит шея, Вы чувствуете «першинку» в горле – это означает, что с Вашим профессиональным инструментом не все в порядке, и им следует заняться срочно и всерьез. Вот самые распространенные голосо-речевые недостатки: 1. Однотонность речи чаще всего связана с неумением различать высотные изменения голоса и пользоваться ими. Однотонность может зависеть от природной тембральной бедности голоса, а также от неумения использо¬вать резонаторы. 2. Голос вялый, прерывается, как бы «падает». Причиной может быть нетренированное дыхание, а так же вялость голосовых связок. 3. Голос не выходит из ротовой полости, как бы гудит за зубами, что часто зависит от плохой артикуляции, вялого речевого аппарата и зажатой нижней челюсти. 4. Голос звучит то высоко, то низко и как бы «проваливается» в середине, в нем нет плавных пе¬реходов от нижних нот к верхним, и наоборот. Это может зави¬сеть от неумения пользоваться средним регистром, а иногда и от возрастных особенностей. 5. В голосе отсутствует сила, человек напрягается, кричит, но звук не летит, в нем нет объема. Это зависит от не¬тренированного дыхания и от неумения пользоваться резонаторами. Пожалуй, это самый распространенный недостаток. Особенно у женщин. 6. Голос гнусавый и «горлит». Это может быть вызвано вялостью нёбной занавески и малоподвижным языком. Есть ряд специальных упражнений, которые помогут Вам привести звучание в порядок - «освободить» и «поставить» голос («поставить» – это не значит «изменить его до неузнаваемости». Нет! Ваша задача – раскрыть возможности природного голоса). Конечно, работать над голосом желательно под руководством специалиста. Но и в отсутствие такового, выполняя простейшие упражнения, можно существенно улучшить качество звучания. Вот одно из таких упражнений: Вообразите, что Вы пришли домой уставшие, после работы. Чуть побаливает горло. Тело мягкое, спину держите прямо, голову не запрокидывайте. Возникла потребность «постонать» (не «помычать»!) и Вы стонете. Легко, будто зовете кого-то. Стонете на сонорных звуках «М» или «Н». Не надо кряхтеть! Звук свободно проходит горло (там «водосточная труба»), поднимается вверх, летит в макушку и пробивает лоб, нос, зубы. Щекотно губам. Волна звука свободно улетает от Вас. Стон – свободный, тянущийся, монотонный. Подключайте к согласному «М» гласные звуки «А, О, У, Э, И, Ы». МамммМомммМэмммм….. Произносите гласные мягко, без толчков, слегка приоткрывая рот и сейчас же закрывая для продолжения стона… Это упражнение позволит добиться звучания на т.н. «мягкой атаке». Чтобы пояснить этот термин, я напомню вам, как образуется звук в человеческой речи. Механизм голосообразования весьма сложен. Каждая из частей голосового аппарата играет в нем особую роль. Дыхательный аппарат “поставляет” воздух, струя которого приводит в движение голосовые складки. Гортань с голосовыми связками является источником звука. Надставная часть выполняет резонаторную функцию. Основной звук, образующийся в гортани, формируется здесь, приобретая силу и тембр. Артикуляционная часть голосового аппарата окончательно оформляет звук. Атака, или начало звучания – это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Принято различать три типа голосовых атак: твердую, мягкую и придыхательную. При твердой атаке голосовые связки смыкаются до начала звука, затем осуществляется выдох. Выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит в колебание голосовые связки. При этом в самом начале звучания ясно слышится призвук. Примером может служить звучание Владимира Семеновича Высоцкого – яркий образец «твердой атаки». Во время придыхательной атаки сначала идет легкий вздох, затем смыкаются и начинают колебаться связки. При этом способе голосоподачи слышится неиспользованный в звучании «дикий» воздух, своеобразное придыхание. Вспомните манеру произнесения Татьяны Дорониной. При мягкой атаке момент смыкания связок и начало выдоха совпадают. Этот способ голосоподачи наиболее благоприятно отражается на качестве звучания голоса. Процесс общения людей подчиняется закону обратной связи и является слухо-мышечным. То есть, когда кто-то говорит - другой воспринимает его речь не только на слух, но и дублируя микродвижениями мышц своего голосо-речевого аппарата речь говорящего. В результате получается, что если Ваш собеседник не обладает «мягкой атакой» - звучит напряженно или непривычно высоко и тонко, - то и Вы неизбежно будете ощущать дискомфорт, потому что Ваши мышцы будут непроизвольно повторять неестественные движения мышц говорящего. Вспомним, как хочется откашляться, когда мы беседуем с заболевшим и сипящим человеком. Секретарю, заботящемуся о своих знаниях, повышающему компетентность, крайне важно позаботиться и о демонстрации уровня этих знаний и компетентности! Поэтому сегодня, когда от секретаря требуется не только навык десятипальцевой слепой печати, но и качества профессионального коммуникатора, голос становится важнейшим фактором его статуса (или – квалификации). Разумеется, обойтись одним единственным упражнением на воспитание «мягкой атаки» - невозможно. Голос требует бережного к себе отношения и развития своих качеств в целом комплексе упражнений – т.н. голосо-речевом тренинге. В Санкт-Петербурге такую программу можно найти в Центре современных речевых технологий (www.igro.ru) – она является частью тренинг-курса «Хозяин слова. Речевые технологии в бизнес-коммуникациях». Ну а для тех, кто пока не имеет возможности пройти такое обучение, я дам ряд советов: 1. Голос просыпается позже всего организма. Не стоит подвергать его нагрузкам с раннего утра. 2. На звучание отрицательно влияют такие заболевания как тонзиллит, болезнь носоглотки, гайморит, воспаление щитовидной железы и т.п. Закаляйтесь! 3. Огромное значение имеет для голоса режим питания. Звучание меняется кардинально после обильного стола с жирной пищей. Затрудняется дыхание и автоматически меняется звук. Голос становится усталым и невыразительным. 4. На качество звучания голоса отрицательно влияет наша раздражительность. Будьте доброжелательны! Относитесь внимательнее к себе и к своему голосу - чудесному дару, который дан человеку

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG