26 выпуск

Мы все, так или иначе, увлечены искусством гармоничного сочетания частей, созиданием целого – составляем ли мы бутерброд, оформляем ли интерьер квартиры или рискнули пригласить на день рождения наших друзей из разных компаний... Вот и наша речь, прежде чем стать единым потоком чувств и мыслей, представляет собой лишь набор обрывочных сведений и наших рассуждений. Что мы делаем, чтобы создать целое? Попробуем отнестись к этому процессу сознательно.

Теория и практика красноречия

Вам приходилось когда-нибудь строить дом? Думаю, что Вы имеете об этом представление. Сначала производятся замеры, потом заливается фундамент, возводятся стены и так далее. Любое публичное выступление – это такой же дом. И если у Вас поведет стену или осядет фундамент, то домик придется перестраивать. И речь, если в ней отсутствует логическая «стяжка», рассыплется у Вас на глазах. В риторике, как и строительстве, существуют правила, благодаря которым мы создаем из набора фактов, примеров и наших рассуждений будущую речь. Точно так, как строим по плану наш будущий дом. Планы речей бывают разными, как и планы домов. Мы можем использовать любой.

Рассмотрим четыре самых распространенных способа упорядочить текст выступления.
1. «Хронологический» - благодаря нему Вы организуете свои идеи во временной последовательности. Что-то происходило в начале, что-то – потом. Это очень хороший способ, если вам надо сообщить о каких-то изменениях. Например, Вы решили поведать миру о своем очередном замужестве. Мне кажется, любопытно прозвучит эта история, если Вы последовательно сообщите, как возник, развивался и закончился браком Ваш роман. Хронология позволяет слушателям проследить динамику изменений. Согласитесь, что если Вы просто перечислите достоинства жениха – Вас не все поймут, а вот прочувствовав Ваш путь, сообразят, что у Вас просто не было другого выхода. Этот способ хорош для любой аудитории, потому что мы все ощущаем, как течет время.

2. «Географический» - в отличие от «хронологического» привязка идет к пространству, а не ко времени. Экскурсию по любимому мной Петербургу легко провести, используя этот способ: «Посмотрите направо! Вы видите знаменитый Дом Книги, а слева - величественное здание Казанского собора. За ним, в пяти шагах от Невского, проходят популярные в нашем городе курсы красноречия компании IGRO. Нет, нет! Не надо выпрыгивать из автобуса!!! Все успеют! По очереди, товарищи!!!».
География особенно хороша в сочетании с наглядными материалами.

3. «Причинно-следственный» - Вы рассматриваете сначала причину или причины события, а затем произошедшее следствие или следствия. Это отличная схема для речи-рассуждения. Хорошо идет в серьезной, преобладающе мужской аудитории. Только не путать с «хронологическим» способом. Там события следуют друг за другом, но не обязательно влияют друг на друга. Помните чудесную логическую загадку о причинно-следственной связи между двумя событиями: началом Первой мировой войны и увеличением надоев молока от английских коров спустя десяток лет? Уверяю Вас, что связь эта существовала. В виде цепочки событий, где каждое последующее звено было следствием предыдущего и причиной последующего. Уже нашли связь? Нет? Ответ – в следующем выпуске.

4. Любимый «Сравнительный» способ. Мы сравниваем предметы, явления и находим общее или, наоборот, противоположное. Это оптимальный способ, если надо рассказать о неизвестном, малопонятном. Сравните это с известным, и люди будут вам благодарны. Часто сравнение дарит нам возможность совершенно по-новому увидеть привычные вещи. Вот вчера, на одном из университетских занятий, студенты мужского пола рассуждали о достоинствах и недостатках женской логики, которую сравнили с компьютерной системой, пораженной вирусом. Мы дружно задались вопросом, а можно ли это вылечить? Барышни, присутствовавшие на этом семинаре, логично заметили: «Может, пока Вы тут думаете, мы в кафе сходим?».

Конечно, способов развития идей множество. Я лично знаю более двадцати. Чаще всего мы используем их интуитивно. Что они дают нам? Ясность речи, её запоминаемость. Но мало знать эти правила. Необходимо научиться их применять в зависимости от ситуации.
Дейл Карнеги писал: «Средний человек хочет получить точные инструкции, хочет чего-то определенного, что можно потрогать. Он хочет, чтобы его научили говорить так же, как учат водить машину.
Вот чего хочет обыкновенный человек, и мне хотелось бы дать ему это. Тогда и ему, и мне стало бы гораздо легче. Такие правила существуют, но у них есть один небольшой недостаток. Они – не работают. Они лишают речь человека естественности и непринужденности, делают её сухой и безжизненной».
Я все же думаю, что «сухой и безжизненной» делают речь не сами правила, а их бездумное, механическое применение. Как это, например, бывает, когда человек старается придать логическую стройность выступлению, опираясь на известные схемы, но при этом не думает, как эти схемы могут сработать в той или иной аудитории.
Представьте себе, что Вам необходимо выступить в аудитории, враждебно настроенной к Вашим идеям. Например, Вы хотите убедить атеистов в существовании Бога или акционеров в необходимости слияния. У Вас есть главная мысль и набор фактов. Как их подать? Можно пойти от «общего к частному», т.е. – сначала уверенно заявить, что Бог есть, а потом попытаться это доказать. Боюсь, правда, что слушать Ваше «потом» уже никто из воинствующих атеистов не будет. А можно аккуратно предложить один незначительный фактик, спросить согласия, потом другой и так далее, пока аудитория не согласится с рядом Ваших положений и не «размягчится». Тут Вы ей на блюдечке главную мысль и подайте. Деваться некуда, ведь по частям-то молчаливое согласие уже получено. Только отъявленный атеист-акционер закричит в эту минуту «Все равно, не верю-ю-ю!!! Не сольете!!!».
Итак, хорошо знать способы развития идей, но еще лучше – понимать в каком случае стоит применить тот или иной из них.
Успехов Вам в этом деле!
Не забывайте писать мне, делитесь опытом, задавайте вопросы!

Техника красноречия

Мой пацан подкинул мне идею замечательного упражнения на развитие речевого мышления. Мы топали с ним в кафе и он, как всякий четырехлетний юноша, стал задавать мне вопросы один за другим. Вопросы начинались с замечательного слова «Зачем?». Папа, а зачем растут деревья? Папа, а зачем человеку голова? Папа, а зачем в лужах вода? Папа, а зачем машине колесо?
Папа отвечал сначала не очень уверенно, а потом, включившись в игру, почувствовал настоящий азарт. Главное, не отвечать первое, что приходит в голову. Приходит банальность. Но при этом нельзя медлить. Ответы должны быть понятны ребенку. Например: Папа, а зачем растут деревья? Чтобы прятать птиц. А зачем человеку голова? Чтобы лежать на подушке. И так далее. Попробуйте поиграть в эту игру. Хорошая тренировка реакции и речевого мышления. Только не играйте с мужем, пришедшим с работы. Он может опять уйти на работу. Навсегда.
Наткнулся на отрывок текста, очень напоминающий это упражнение. Читайте дальше!

Из истории красноречия

Отрывок из текста «Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином схоластиком». Альбин - Алкуин Йоркский, великий ритор и педагог средневековья. Пипин - второй сын Карла Великого. Англия, начало 9 века.

Пипин. Что такое слово? - Алкуин. Изменник души.
Пипин. Что составляет свободу человека? - Алкуин. Невинность.
Пипин. Что такое волосы? - Алкуин. Одежда головы.
Пипин. Что такое день? - Алкуин. Возбуждение к труду.
Пипин. Что делает горькое сладким? - Алкуин. Голод.
Пипин. Что не утоляет человека? - Алкуин. Прибыль.
Пипин. Что такое сон наяву? - Алкуин. Надежда.
Пипин. Что такое дружба? - Алкуин. Равенство душ.
Отрывок взят мной из книги «Риторика» В.А. Шенберга и З.В. Савковой.

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG