25 выпуск

У каждого есть свои правила жизни. Их нарушение доставляет особенное удовольствие. Сейчас раннее воскресное утро и в соответствии со своими правилами я должен крепко спать… Ан нет! Я сижу за столом и пишу этот выпуск «Школы красноречия невыспавшегося Игоря Родченко». Итак, Вы спите, а я думаю и нажимаю клавиши (тихонько)!

"Красноречивые" новости

На прошедшей неделе мы стали свидетелями публичного выступления президента перед народом страны. Если не брать в расчет новогодние поздравления и отдельные выступления на пресс-конференциях – это первый опыт использования Путиным возможностей ораторского искусства в его классическом варианте. Все, с кем мне довелось обсуждать это событие, говорили о сильном впечатлении, произведенном на них этой речью. Думаю, что такой результат стал возможен благодаря соответствию содержания высказывания и той формы, в которой оно было подано.
Обратите внимание! Путин был чрезвычайно скуп в проявлении эмоций, он сдерживал их, и мы это понимали. Возникал контраст между трагическими мотивами в речи и «тихим», управляемым темпераментом оратора, что резко усиливало воздействие на аудиторию. Речь была насыщена психологическими паузами, и это придавало вес каждому произносимому слову. Голос Путина звучал на полтона ниже, чем обычно, добавляя убедительности его предложениям. Текст был составлен из коротких фраз, более искренних и ясных для понимания. Единственный, но технически оправданный недостаток речи – это общий по содержанию список предполагаемых действий в финале. Все мы надеемся, что этот недостаток будет устранен.
Не риторики ради, конечно…

Теория и практика красноречия

Осень – время презентаций. Хочу предложить Вам краткий анализ одной работы, который поможет уяснить ряд важных правил в работе над содержанием будущей речи.
Не так давно ко мне обратилась милая молодая женщина (к сожалению, обратилась как начальник отдела) и попросила помочь ей в подготовке презентации.
По большому счету речь шла о рекламной акции её компании. Понятное желание понравиться потенциальным клиентам и продать свой товар. Это желание должно было определить цель презентации: хочу, чтобы клиенты сделали выбор в пользу нашего товара. Имея перед собой такую ясную цель – остается лишь подобрать необходимый материал, структурировать его и выбрать определенный тип поведения. Но, как это часто бывает, уже на этапе постановки цели мы столкнулись с рядом препятствий. Формат предполагаемой конференции (где должна была пройти презентация) исключал возможность открытой рекламы какой-либо компании, а нормы корпоративной этики запрещали называть имена конкурентов и противопоставлять их продукции продукцию компании. Таким образом, необходимо было срочно сместить акценты в постановке цели.
Напоминаю Вам, что ЦЕЛЬ - это единственное, что оправдывает нас и нашу презентацию в глазах слушателей. Если цель не поставлена или поставлена неверно – мы засоряем окружающую среду пустыми словесами, которые никуда не исчезают, а висят невидимые в воздухе, мешая дышать детям и беременным женщинам.
Выход был найден. Мы решили заменить рекламный подход на сугубо научный, но с хитринкой внутри. Дело в том, что при оценке результатов схожих химических процессов, принято использовать различные методики. Как ни странно, но эти методики дают противоречивые результаты, в которых можно запутаться даже специалисту. Сделать целью речи призыв к использованию одной единственной, принятой всеми методы (основанной, конечно, на разработках нашей компании) – вот цель достойная и возможная. Итак, мы хотим убедить нашего слушателя в необходимости выбора единой методики оценки химического процесса (я не буду конкретизировать - какого).
Замечу, что поставленная цель соответствовала интересам и уровню знаний будущих участников конференции, т.к. это были не просто случайные потребители конечного продукта, а специалисты-производственники, которые разбирались в технологии процессов и понимали проблему.

Первый вывод. Если мы готовим презентацию (или речь по случаю) и рассчитываем на её успех, то начинать нашу работу следует с постановки цели. Она должна быть предельно ясной нам, близкой интересам будущих слушателей (согласитесь, что призывать к прекращению практики абортов слесарей-водопроводчиков 7 РЭУ не совсем разумно) и она должна быть направлена на изменение нашей аудитории (каким оно будет – частный вопрос: измениться ли мнение, появиться ли желание подумать над поставленным вопросом или решимость в выполнении новых действий – не важно).

После постановки цели мы начинаем работу по структурированию материала. И вновь знакомые до боли препятствия. Я отношу их к неизбежным внешним факторам. Как оказалось, начальство пожелало включить в состав презентации (как говорится – «до кучи») ряд интереснейших на взгляд директора фактов из истории компании, применяемых ею технологий и т.п. Уж если использовать подвернувшуюся возможность, рассуждали наверху, то на все сто. Обычная ошибка. Тот, кто не забивает один единственный гвоздь, втыкает дюжину слабеньких канцелярских кнопок - и все отваливается! Загромоздить презентацию всевозможными фактами, цифрами, графиками – это означает уничтожить её на корню. Слушать всё это невозможно. Мы постарались с наименьшими потерями избавиться от очень интересных, но никакого отношения к нашей цели не имеющих слов и картинок. Время выступления сократилось вдвое, а моя подопечная почувствовала себя гораздо увереннее. Ведь когда структура речи ясна, и тебе не надо напрягать свою память в тщетных попытках «вспомнить всё», ты чувствуешь себя гораздо спокойнее и можешь даже импровизировать.

Второй вывод. Если мы хотим добиться внимания и понимания нашего выступления, то будем убирать ВСЁ лишнее. ВСЁ, что не работает на достижение цели, даже если мы это до-о-о-о-лго придумывали! Краткость и ясность – наш союзник. В идеале, материал должен приобрести такую прозрачность, что Вы, прочитав текст на тему, например, бимолекулярных технологий текст красотке из соседнего отдела (в крайнем случае – красавцу) со всей очевидностью добьетесь её (его) внимания. К речи, естественно…

Структура Вашего выступления может быть построена по правилам. Есть несколько распространенных вариантов расположения мыслей в основной части Вашей речи. Выгодный вариант подбирается нами в зависимости от содержания, цели и состава аудитории. Тема любопытная… Однако, солнце встало. Пора и честь знать. Продолжим этот разговор в другой раз. Мне сегодня еще в Москву трястись.

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG