|
24 выпуск
Здравствуйте!
Утром вытащил из сумки забытые отпускные туфли. Из перевернутой лодочки потекла на паркет золотистая струйка юрмальского песка… Дорогие подписчики! Поздравляю Вас с началом осени. Согласитесь, что это самое творческое время года. Приступим к занятиям в «Школе красноречия Игоря Родченко»! Ведь лето уже не вернуть…
"Красноречивые" новости
В конце августа состоялись публичная лекция и открытый тренинг в Нижнем Новгороде. Спасибо организатору этого дела - Евгению Васильевичу Иванову. Город на слиянии Волги и Оки прекрасен. Люди там живут замечательные. Вернусь туда осенью… Если Вы хотите пригласить «Школу красноречия» в Ваши края – пишите!
Обратите, пожалуйста, внимание на то, что авторский сайт Игоря Родченко посвященный красноречию переместился с привычного адреса http://www.igro.ru на адрес http://www.ritorika.igro.ru/mast.php. А на прежнем месте теперь находится сайт Центра современных речевых технологий IGRO. Заходите!
Из истории красноречия
Цицерон обожал славу. Честолюбие заставляло его стремиться к успеху, честолюбие управляло его трудолюбием. Так он, будучи не очень искусным в произнесении речей, брал уроки сразу у двух актеров. Первым был комик Росций, а вторым - трагик Эзоп. Причем Эзоп как-то раз отличился тем, что заигрался в трагедии до такой степени, что убил скипетром кого-то из слуг. Видимо, с тех пор реквизит стал картонным. Немало поработав над своей техникой под присмотром таких учителей, Цицерон достиг выдающихся успехов. Ну а потом со своего высока всегда высмеивал ораторов, бравших аудиторию криком и «громогласием». А ведь прав был. Есть понятие «сдержанного темперамента». Это когда внутри горит, а не снаружи. Настоящий оратор не криком берет, а богатством интонаций. Обратите внимание: когда говорящий не справляется с аудиторией он начинает говорить громче и громче. Заглушает досаду.
Теория и практика красноречия
Помните, как начинается один из лучших фильмов о вьетнамской войне – «Взвод» Оливера Стоуна? Первые кадры: желтая пыль аэродрома, едва заметные в этой пыли джипы, брюхо транспортника, свеженький камуфляж салаг и тоскливая скрипка – настроение безысходности. Затем фраза: «Добро пожаловать во Вьетнам» и Крис встречается взглядом с пустыми глазами уезжающего домой солдата. Переход к истории. Дальше пошел разворачиваться сюжет. Любопытный получается прием. Сначала автор задает настроение, а потом парой кадров подводит нас к основной теме. И понеслось… Этот прием, если его перевести с кинематографического языка на риторический, очень подходит для вступительной части почти любой речи. Этот прием мы называем миленько, по-женски: «крючочек - петелька». «Крючочек» создает атмосферу, а «петелька» подводит нас к главной части речи, где разворачиваются основные мысли.
Слушатель, сидящий в аудитории или на совещании, живет своим настроением, и для оратора важно почувствовать это настроение, увидеть его, как мы видим в позе человека бодрость, усталость или апатию. И тогда можно «закинуть крючочек», т.е. несколькими словами, интонацией, жестом и мимикой создать необходимый настрой. В зале может царить атмосфера ледяного холода и важно растопить «крючочком» лед, установить со слушателями теплый контакт. Так, в 2001 году Владимир Путин начал свою речь в бундестаге со слов уважения к немецкому народу на его родном языке (по-моему впервые руководитель России публично говорил на языке другой страны). Эта речь вызвала бурю восторга. А немецкий министр иностранных дел Геншер, владевший английским далеко не блестяще, сумел вызвать симпатии у жителей Альбиона обратным Путинскому способом: «Леди и джентльмены! С английским у меня - как с женой: я ее люблю, но ей не владею».
Во вступлении важно захватить внимание слушателей и сделать это можно на уровне чувств – дружелюбием, сосредоточенностью, а на уровне разума – словами, которые будут произнесены. Вот плохой пример. Я пару дней назад побывал на одной презентации. Сидят в зале человек двадцать, ждут начала действа. У стола возится с проектором молодой человек. Девушка раскладывает на столе пасьянс из бумаг. Трещит лампа. Так создается настроение тоски, почти как у Оливера Стоуна. Вялая барышня берет микрофон и говорит: «Ну-у, пора нам начинать… Я тут думала, чем Вас порадовать и решила рассказать о последнем нашем проекте…». И т.д. А вот хороший. В шумном выставочном зале выгородка. Внутри ряды жестких кресел. Сидят люди в пальто, куртках, ждут выступление психолога. Условия для выступления – чудовищные. Вдруг из-за стен в зал летит воздушный шарик. Один, второй, третий… Весело, легко, неожиданно. На площадку быстро поднимается средних лет мужчина. Его поведение излучает уверенность и дружелюбие. Он мастерски выдерживает паузу – шарики исчезают. В зале напряженное внимание… Можно сказать, что цель и содержание Вашего выступления определяют те приемы, благодаря которым Вы создаете настроение. Конечно, шарики – вариант экстравагантный и далеко не всегда подходящий, но ведь и психолог о взаимоотношениях полов говорил… Иногда «крючочек» можно применять и до начала выступления. Переброситься парой слов с кем-то из пришедших, подойти к другим – поздороваться, предложить чай, если позволяет время. Собственно это напоминает один из приемов создания благожелательных отношений с аудиторией, который Рон Хофф (автор нашумевшего бестселлера по ораторскому мастерству) называл «вовлечением».
Ну а какой должна быть «петелька»? Что может связать первые слова с основной частью? Приемов множество. Главное чтобы произнесенные слова имели прямое отношение к последующему высказыванию. Вот я в школе терпеть не мог физику. Входит училка и не глядя на нас просит открыть тетради… Помните? А теперь представьте себя в шестом классе. Урок, посвященный закону всемирного тяготения. Заходит молодой учитель: «Ребята! Отложите тетради, послушайте историю…». Ребята этому рады, с удовольствием готовы слушать. Учитель спокойно рассказывает: «В рождественскую ночь 1642 года, в Англии, в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке». Несколько слов и звучит имя – Исаак Ньютон. Замечательный переход к главной теме и отличный захват внимания. Думаю, что и годы спустя, мальчики этого класса, зайдя в пивную, вспоминали не Циолковского, а Ньютона. Пример я этот взял из «Советов лектору» известного юриста начала 20 века А.Ф. Кони, познакомиться с которыми можно в «Школе красноречия» на странице Мастерская – http://www.ritorika.igro.ru/mast.php
Что ж, попробуйте выполнить упражнение. Представьте себе, что не Леонид Тягачев, а Вы возглавляли олимпийскую делегацию России в Афинах. Вернулись домой. Торжественное заседание в Кремле. С чего бы Вы начали? Сверьте свой вариант с придумкой Тягачева. Он должен выступать через пару дней. |