|
22 выпуск
Я не знаю, читает ли кто-нибудь эти выпуски или все уже давно разъехались. Пора и мне подумать о тихом плеске ночных волн, отблесках костра на чьем-то лице и криках разбуженных чаек. Дожить бы до августа…
"Красноречивые" новости
Присутствие сборной России на чемпионате Европы по футболу запомнилось интересной фотографией жен игроков. Бабушка, ехавшая рядом со мной в метро, загляделась на постер с Алексеем Смертиным и его чудесной супругой Ларисой и промолвила: «Господи! А он-то страшненький какой!». Эх, бабуся! Ничего ты в любви не понимаешь. Наши девушки ради футбольных побед и не на такое способны.
Теория и практика красноречия
Случайно услышал в одной из радиопередач признание слепой слушательницы: «Вы, зрячие, болтаете глядя на лица, на одежду и не слышите друг друга. Я ослепла и стала понимать, что в голосе человека хранится главное. Лицо говорит о внешнем, а голос – о внутреннем. По нему можно сказать какой характер у человека, в каком он настроении сейчас…». Слушая радио, разговаривая по телефону, мы все в каком-то смысле слепы. Голос заменяет нам внешность. Он – визитная карточка, паспорт и вид на жительство. Черты лица со временем из памяти стираются, но стоит услышать знакомый голос и ты улыбаешься (или вздрагиваешь). Есть очень яркие в своей «текстуре» голоса. Вспомните Евгения Леонова или Андрея Папанова. Палитра красок! При умелом применении голос, как всякий инструмент, способен творить чудеса. Он будоражит, возбуждает, вселяет уверенность, раздражает, заставляет сомневаться. Когда я слышу левитановское «От советского информбюро…» - сердце замирает. Это голос, выразивший целую эпоху. Говорят, что женщины находят своего мужчину именно по голосу. Наверное, это пошло с первобытных времен, когда охотники громко рычали во время ритуальных танцев, привлекая внимание самок. К счастью, мужчины в своем выборе ориентируются на другие характеристики. Для многих голос - это инструмент профессиональной деятельности. Он должен отвечать определенным требованиям. Каким?
1. Конечно, он должен быть выносливым. Ведь голосо-речевой аппарат тех же телефонисток или розничных продавцов подвержен серьезным нагрузкам. Два-три часа непрерывного говорения приводят к першению в горле, откашливанию. Голос тускнеет, становится не способным выразить мысль и чувство говорящего. Как стираются без масла части двигателя, так и голосовые связки при интенсивном использовании у нетренированного человека «изнашиваются» и дело может дойти до операционного вмешательства. 2. Гибким. Гибкий голос охватывает максимальный объем звучания от привычных средних звуков до возможных низких и высоких тонов. Голос, способный лишь на движение «по одной рельсе», т.е. монотонный – слаб и невыразителен. Из-за этого сокращается информационный ресурс. Слушая, прямой как палка голос, наш собеседник быстро утомляется и отключает свое внимание от происходящего. 3. Сильный голос. Что есть «сила звука»? Это мощь звуковой волны, которая рождается от амплитуды колебания голосовых связок. Но настоящий профессионал никогда не «давит» звук и тем более не кричит. Сила звука – это сила убеждения помноженная на силу звучания при обязательной мягкой атаке (мягкое, ненадрывное и ненапряженное звучание). Проще говоря, можно очень громко произнести фразу (так, что рюмочки в буфете задрожат), но при этом сохранить совершенную свободу и легкость.
Голос человека очень хрупок. Если Вам приходится ежедневно говорить по нескольку часов и при этом звучание Вашего голоса не освобождено от мышечных зажимов (сдавленный голос), у Вас болит шея, Вы чувствуете «першинку» в горле – подумайте о себе, о своем здоровье. Вот самые распространенные недостатки: 1. Однотонность речи чаще всего связана с неумением различать высотные изменения голоса и пользоваться ими. У меня занимался молодой мужчина, звали его Алексей, очень старательный и упорный, но имевший совершенно неразвитый звуковысотный слух (т.е. не различал верх и низ голосового звучания). Ох, и намучались же мы! Однотонность может зависеть от природной тембральной бедности голоса, а также от неумения использо¬вать резонаторы. 2. Голос вялый, прерывается, как бы «падает». Причиной может быть нетренированное дыхание, а так же вялость голосовых связок. 3. Голос не выходит из ротовой полости, как бы гудит за зубами, что часто зависит от плохой артикуляции, вялого речевого аппарата и зажатой нижней челюсти. 4. Голос звучит то высоко, то низко и как бы «проваливается» в середине, в нем нет плавных пе¬реходов от нижних нот к верхним, и наоборот. Это может зави¬сеть от неумения пользоваться средним регистром, а иногда и от возрастных особенностей. 5. В голосе отсутствует сила, человек напрягается, кричит, но звук не летит, в нем нет объема. Это зависит от не¬тренированного дыхания и от неумения пользоваться резонаторами. Пожалуй это самый распространенный недостаток. Особенно у женщин. 6. Голос гнусавый и «горлит». Это может быть вызвано вялостью нёбной занавески и малоподвижным языком.
Есть ряд специальных упражнений, которые помогут Вам привести звучание в порядок - «освободить» и «поставить» голос («поставить» – это значит раскрыть возможности природного голоса, а не изменить его до неузнаваемости). Конечно, работать над голосом следует под руководством специалиста. Упражнения, которые я иногда публикую, предназначены для тех, кто уже побывал на тренингах и помнит методические установки работы над голосом и речью. В программах Центра современных речевых технологий мы используем техники работы над голосом, корнями своими уходящие в практику голосо-речевой работы русского актера. Эти упражнения приспособлены к требованиям повседневной нашей деятельности. Особое место голосо-речевые разминки занимают в тренингах «Алло!» (тренинг речевого мастерства для участников телефонных переговоров) и «Хозяин слова» (искусство публичного выступления). Почему? Потому, что процесс общения людей подчиняется закону обратной связи и является СЛУХО-МЫШЕЧНЫМ. То есть, когда кто-то говорит - другой воспринимает его речь не только на слух, но и мышцами голосо-речевого аппарата, дублируя микродвижениями речь говорящего. В результате получается, что если Ваш собеседник звучит напряженно или непривычно высоко и тонко, то Вы неизбежно будете ощущать дискомфорт, потому что Ваши мышцы будут непроизвольно повторять неестественные движения мышц говорящего. Вспомним, как хочется откашлятся, когда мы беседуем с заболевшим и сипящим человеком. Буквально вчера мне позвонили из компании продающей топ-план Санкт-Петербурга в электронном виде. Барышня, довольно умело призывавшая меня сделать покупку, не учла одного – ее голос улетал куда-то вверх и звенел там вопросительными интонациями. Я же отметил свое инстинктивное желание убрать телефонную трубку подальше от уха. Таким образом, выполняя задачу привлечения клиента, она невольно отталкивала его. Понятно, что если профессионал заботится о своих знаниях, повышает уровень компетентности, то ему крайне важно позаботиться и об инструментах донесения этих знаний и демонстрации уровня своей компетентности! Итак, для того чтобы найти свой голос и сохранить его можно пройти специальный тренинг. В домашних же условиях постарайтесь прежде всего соблюдать гигиену голосо-речевого аппарата. А как же иначе? Ведь следят же многие за своим телом, не едят лаваш с ветчиной после двенадцати ночи (как я, например…). Голос тоже требует внимания.
Техника красноречия
Несколько советов тем, кому часто приходится говорить. Помните, что голос просыпается позже всего организма. Не стоит подвергать его нагрузкам с раннего утра. По крайней мере, стоит провести небольшую разминку за час до выступления, в которую включить упражнение «Стон» и производные от него (см. прошлые выпуски на сайте www.igro.ru). 1. На звучание отрицательно влияют такие заболевания как тонзиллит, болезнь носоглотки, гайморит, воспаление щитовидной железы и т.п. Закаляйтесь! Летом – ведро холодной воды утром и вечером. Звучать будете как Пласидо Доминго. Весьма полезно красное вино. Хотя не повредит и рюмка водки перед обедом. 2. Огромное значение имеет для голоса режим питания. Звучание меняется кардинально после обильного стола с жирной пищей. Затрудняется дыхание и автоматически меняется звук. Голос становится усталым и невыразительным. 3. Травные настои хороши, но рецептура относится к секретам Центра современных речевых технологий IGRO. Не обессудьте!
Из истории красноречия
Как известно, Демосфен укреплял свой голос, укрепляя дыхание. Для этого он взбегал на высокий холм, произнося при этом стихотворные строки. Не знаю, не пробовал. А вот Цицерон имел от природы сильный голос, но, как замечает Плутарх, необработанный. Иногда в разгар речи Цицерон забирался в такие звуковые высоты, что слушатели всерьез опасались за его здоровье. Когда ему из опасения перед диктатором Суллой пришлось покинуть Рим (Цицерон выступил против него в судебном слушании) и уехать в Грецию, то там он самым серьезным образом занимался постановкой голоса, беря уроки у театральных актеров. Жаль, но мы никогда не узнаем, что это были за упражнения. |