|
21 выпуск
Перед Вами двадцать первый выпуск «Школы красноречия». Давайте посвятим его такой теме как импровизация. Речевой импровизации, которая возникает, казалось бы, совершенно неожиданно и вызывает радостное ощущение мастерства.
Теория и практика красноречия
Мы долгое время существовали в условиях речевой несвободы. Далеко не каждый учитель поощрял красноречие своих воспитанников. Важно было знать материал, а умение донести его относилось к числу второстепенных. Помню, что лучшим учеником в школе был тот, кто выучивал урок наизусть и докладывал его от доски как можно ближе к тексту. Быть может, поэтому людей свободно импровизирующих, т.е. способных в разговоре легко создать тему, привести неожиданный пример, произнести изящный экспромт не так уж и много. Многие из нас живут «с горстью камней во рту». И это вина воспитания – когда дите брошено, когда с ним никто не разговаривает, когда ему не читают на ночь сказок – не стоит ждать появления в будущем свободного и богатого в речи и речью человека. Мы Пушкина получили благодаря Арине Родионовне. Правда, надо разделить демагогию и импровизацию. Первое – это бойкость языка при отсутствии мысли. А импровизация требует именно смысловой насыщенности.
У меня часто-часто спрашивают – а можно ли быстро научиться красноречию? Отвечаю публично: если у Вас нет той базы, что создается генами и воспитанием, базы языковой чувствительности и грамотности, то – нельзя. Квинтилиан тысячу раз говорил о том, что оратором можно стать только после нескольких лет трудов в упражнениях по воспитанию грамотности. Я говорю не о бытовой речи, а о красноречии, т.е. умении говорить не как всегда, а хорошо. В Киевской и Московской духовных академиях риторические классы были последними, т.е. до них нужно было дорасти. Думаю, что красноречие воспитывается долгими годами труда. Сейчас кто-то спросит – у парня все в порядке с головой? Он же продает однодневные и двухдневные тренинги. Здесь нет противоречия. В тренингах не учатся красноречию. Процесс обучения в его академическом понимании – это в университете. В тренинге – тренируются. Как опытные, так и начинающие, т.е. те, кому не надо быть оратором, а надо научиться это безумное напряжение внутри себя снимать, чтобы элементарно пять фраз связно произнести. Без постоянных тренировок искусством речевых импровизаций не овладеть. Простите, отвлекся. Сымпровизировал.
Думаю, что Вы, дорогие читатели не раз импровизировали сами и становились свидетелями чужих «парений свободного духа». Ответим для себя на следующие вопросы – всегда ли хороша импровизация, и – можно ли вызывать ее «усилием воли».
1. Импровизация приветствуется далеко не всегда. Есть т.н. конвенциональные выступления, т.е. полностью зависящие от правил, договора или традиций. Например, защита диссертации. Та часть, которая связана с представлением её совету. Ведь это действие похоже на своеобразный ритуал. Каждое произносимое претендентом слово тщательно продумано, а неудачная импровизация может повлечь за собой разрушение логики текста. Помню, как на своей защите я очень хотел блеснуть импровизацией и, почувствовав зал во время выступления, отвлекся от текста, чтобы продемонстрировать свободу и уверенность. И в эту секунду я – испугался. Накрахмаленная рубашка в одну секунду стала мокрой. Хорошо, что удалось справиться с паникой. Но эта секунда была из тех, что долго помнятся. Конечно, очень трудно импровизировать в такие моменты, когда ты сильно волнуешься. Необходима «ораторская» смелость.
2. Можно ли управлять импровизацией? И да, и нет. Смелость приходит с опытом к тем, кто познал успех у слушателей. Частенько на смелость влияет социальное положение человека и, даже, материальное положение. Начальник держится увереннее подчиненного, а богатый – бедного. Но вот легко представить себе такую ситуацию, когда и подготовка Ваша, и уверенность находятся в норме, а импровизации Вашу речь не сопровождают. Я называю эту ситуацию – закрытыми вратами сознания. Мы часто не доверяем себе, и, бывает, стремимся спрятаться за привычными текстами (штампами). Даже учим наизусть текст и, выступая, что естественно, полностью утрачиваем контакт с залом. Надо научиться открывать эти врата, доверять себе. Можно приучать себя к такому выступлению, задавая любую тему и импровизируя, как бы размышляя вслух. Первое время будет трудновато, опять же не из отсутствия слов, а из-за отсутствия привычки к свободному речевому поведению. Затем сами эти слова, что хранятся в сундуках долговременной памяти, для произнесения должны оказаться на кончике языка, и движение это точно также будет ускоряться в процессе тренировки. То есть, нужна постоянная практика свободного речевого общения. Без практики замолкает и талантливый. Разве мы не замечаем, что, вернувшись из отпуска проведенного в неспешном движении и молчании, приступаем к речевой работе, испытывая некоторые затруднения. Торможение своеобразное…
Техника красноречия
Еще раз повторю, что лучшая импровизация – это подготовленная импровизация. Как в театре: легкость на сцене прямо пропорциональна количеству пота, отданному на репетициях. У каждого есть свои секреты подготовки к выступлению. Древние рекомендовали проговаривать про себя будущий текст несколько раз, причем каждый раз отклоняясь от магистрального пути, добавляя какие-то фразы, целые куски. И только потом делать письменный набросок частей речи, но, не записывая его дословно. Это отличный метод. Тогда во время Вашего выступления Вы сможете легко отвлечься от темы, не потеряв ее и произнести фразу, которая вдохновит Ваших слушателей. На возможность свободной импровизации серьезно влияет психологическая настроенность на работу. Прогулка, хорошее кино, путешествие всегда помогают отлично настроиться. Мой секрет – творческие работы других людей. Обожаю хорошую фотографию и русскую живопись – особенно пейзаж. Помогает сосредоточиться. Один мой приятель утверждал, что ему в помощь рюмка коньяку. Все хочу проверить этот способ, но сомневаюсь. Если кто-нибудь из читателей пробовал – расскажите. И все-таки – упражнение. Возьмите три любых слова. Например: самосвал, сирень, суета. Через пять минут произнесите минутную речь-импровизацию, в которой эти три слова будут сюжетными, определяющими смысл. |