2 выпуск

Дорогие подписчики!

В ближайшее время выпуски "Школы Красноречия" будут выходить дважды в неделю. Это своего рода компенсация за отсутствие в Ваших почтовых ящиках свежих номеров "Школы" в новогодние и рождественские дни.

"Красноречивые" новости

Любимая в СССР художественная самодеятельность с помпой возвращает утраченные было позиции. Недавно закончился конкурс "Народный артист". Мальчики и девочки пели песенки. Очень старались. Совершенно умилительно порой ведут себя участники современных художественных советов (в смысле – жюри). В "Народном артисте" таковое возглавляла Лариса Долина. Как настоящий председатель, она сразу и безоговорочно определилась с симпатиями – Саша Панайотов. "Ах, второй куплет Вашей песни буду исполнять я!". Саша улыбался.… Всех подвел господин Ким. Композитор написал песню "Русский парень", и исполнитель Алексей Гоман угодил ею в точку зрительских симпатий. Уважаемая Лариса поняла это, когда молодой певец еще рта не успел закрыть. Тонкие змейки ее розовых губ расплелись и прошипели: "Вам повезло с композитором…". На самом деле, Гоману не повезло. Повезло Саше Панайотову. Но я ведь не о перипетиях молодежных конкурсов, я – о мимике. Самая выразительная и информативная часть лица – это губы.

Теория и практика красноречия

В прошлом выпуске рассылки содержался вопрос о цели публичного выступления одного бизнесмена, решившего принять участие в заседании круглого стола. Напомню задание: "Вы – бизнесмен и начинающий политик (ну, понарошку). Вас наряду с несколькими предпринимателями пригласили принять участие в заседании круглого стола "Развитие малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге". Транслировать это событие будет местная телекомпания. Вы выбрали тему выступления "Бизнес и власть". Содержание речи подготовили вместе с секретарем; оно стандартно: налоги, административные препоны, слабость нормативно-правовой базы. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какова цель Вашего выступления?".

Задача взята мной из реальной тренерской практики. Не так давно один из моих подопечных оказался в подобной ситуации. Должен заметить, что первоначально сформулированная им цель "обратить на себя внимание телевизионщиков, а значит –"засветиться" в выпуске новостей" привела к не вполне адекватному поведению, причем не только его: желанием "казаться, а не быть" были озабочены почти все участники этого мероприятия. "Круглый стол" превратился в странное, комичное зрелище: не слушая друг друга, волнуясь и страшно "наигрывая" – т.е. изображая нечто несоответствующее самим себе, участники по очереди произносили речи в объектив телекамеры.

Конечно, для политика важна популярность, и ему необходимо вызывать интерес потенциальных избирателей. Но, в ситуации нашего "Круглого стола", эта задача вторична по отношению к тем целям, которые стояли перед каждым участником обсуждения заданной темы. Любому зрителю интересно решение вопросов, столкновение точек зрения, а не наивное самопоказывание. Кроме того, человек, имеющий целью "желание понравиться", заведомо обречен на неудачу, хотя бы потому, что именно такого рода цель приводит к страху публичного выступления и противоречит нормам культуры, в которой мы существуем. Не любят в России хвастунов и позеров. Вот, кстати, одна из причин "пролета" мимо Думы господина Немцова.

Таким образом, для удачного выступления цель в нашем случае должна быть сформулирована очень просто, а именно: "хочу, чтобы коллеги согласились с моей точкой зрения на проблемы развития малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге". Эта цель включает в себя все попутные, более мелкие и конкретные задачи. Она позволяет говорящему уверенно убеждать людей в своей правоте, разъяснять им свою позицию и т.д. В свою очередь, работая точно на достижение этой цели, клиент успешно реализует и долгосрочные задачи, в том числе и привлечение внимания избирателей (а кому не станет интересен убедительный, конкретный и живой в общении кандидат?).

Такая цель позволяет верно определить и тех, к кому обращена речь – это другие участники круглого стола – и спокойно работать с ними. Конечно, профессионал, не выпуская собеседников из зоны своего внимания, ни на секунду не забывает и о присутствии телекамеры и включает ее в число "участников" обсуждения, делая, благодаря этому, и зрителей будущего сюжета соучастниками действа.

Давайте возьмем для себя за правило формулировать цель речевого высказывания, исходя из следующих соображений:

а) Цель должна быть реализована не во мне (Я хочу понравиться, запомниться), не в процессе самой речи (хочу РАССКАЗАТЬ о… – интересно, для чего?), а в объекте моего речевого воздействия, т.е. – в слушателях (я ПЕРЕДЕЛЫВАЮ их, изменяю их сознание, влияю на их чувства). Вы должны идти к результату и цель ставить в области РЕЗУЛЬТАТА. Например, выступая на конференции, посвященной оценке преимуществ Linux над Windows, я не буду стараться показать всем, что я умнее Б. Гейтса или произносить заученный текст ради того, чтобы просто проинформировать собравшихся о наличии отличий между системами (все умрут от скуки), а поставлю перед собой цель "открыть глаза сторонникам Windows на несовершенство их идола, развенчать его". Вот подумайте сами, как повлияла бы такая, пусть наивно выраженная цель, на состав Вашего выступления на эту тему.

б) Точная цель активизирует нас. Когда я ставлю цель, волнующую меня, – я хорошо говорю, четко произношу, использую интересные примеры, я "раскрываюсь", а значит, цель следует определять таким образом, чтобы она была Вам интересна, чтобы она "будоражила" Вас. Вот у меня завтра встреча с однокурсниками в БКЗ "Октябрьский". Ах, какой же я был сегодня красноречивый, объясняя жене важность этого мероприятия.

в) Путь к цели определяется глаголами. Я убеждаю, объясняю, советую, повелеваю, утверждаю и т.д. Впрочем, о пути говорить будем в другой раз.

Цель настолько важна, что мы вернемся к ней в следующем выпуске, а пока – домашнее задание:

1. Вы приглашены в гости к одному из уважаемых коллег по работе. Юбилей его трудовой деятельности. Вам выпала честь произнести первый тост. Ваша цель в этом речевом высказывании?

2. Совещание. Вы намерены предложить план новой рекламной акции. На совещании, помимо Вашего прямого начальства, будут присутствовать и Ваши коллеги из других отделов. Цель? Объект?

Итак, несмотря на неизбежную схематичность заданий, снова спрашиваю – Ваши цели и объекты воздействия?

В субботу выйдет очередной выпуск "Школы Красноречия".

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG