|
18 выпуск
Всего месяц прошел со дня последнего выпуска, а такое чувство, будто годы пролетели. Наверное и Вы изменились. Похорошели? Кого-то уволили, у кого-то дети на пять сантиметров подросли. Кто-то отписался и уехал в Улан-Батор. Жизнь, что тот сочный шашлык – нанизывается кусками и кольцами. А у меня прибавление! Но разве Вы для того подписывались, чтобы детали моей биографии изучать? Нет, конечно. С уважением к Вашим потребностям приступаю…
Теория и практика красноречия
Общение, а тем более, публичное общение – это всегда борьба, столкновение интересов, состязание личностей. Обычно она никак внешне не проявляется – быть может, только в степени волнения или в усилении голоса. Состязание не стоит понимать как столкновение обязательно враждебных сил, хотя, иногда, борьба выходит за рамки доброжелательного состязания и становится конфликтом, войной. Мы все очень разные и когда два человека вступают в диалог – это уже состязание по своей природе, именно потому, что мы – разные. Он черный, а я – белый, она женщина, а я – мужчина. Я знаю только одно состояние, в котором эта природная состязательность отступает – любовь.
Вы можете спросить меня: «Ну, какое же состязание присутствует, например, в лекции или проповеди?» Не только присутствует, но и является причиной и движителем этих выступлений. Преподаватель предполагает, что студенты не знают его предмет, а он знает. Он выходит к ним, как облеченный этим знанием и как носитель этого знания борется - не со студентами конечно (хотя и такое случается), а с незнанием в них. А проповедник борется с грехом в своих прихожанах, а отец – с непослушанием ребенка, а продавец – с нежеланием или сомнением покупателя. Любое публичное выступление возникает только тогда, когда есть какой-то конфликт между интересами выступающего и слушателей. Говоря на современном сленге – оратор всегда решает проблемы. А в противном случае, зачем говорить, если все и так ясно. И если мы не видим этого конфликта – то это не означает, что его нет на самом деле. Меня могут упрекнуть, сказав, что я же сам всегда говорил о доброжелательности, как о главном человеческом качестве оратора – как это согласуется с воинской терминологией? Нет здесь противоречия. В Древней Греции любимым времяпрепровождением был «АГОН», т.е. состязание (спортивное, словесное), но при этом добродетель (честность, справедливость, доброта) – ценилась превыше всего. Итак, очень важно понять, что преодолевать сопротивление аудитории, побеждать ее незнание, неверие лучше кротостью и добротой. Эти качества – важнейшие для настоящего воина публичных баталий.
Из этого понимания природы публичного выступления следует тот самый «Принцип активного действия» в речи, о котором я писал в одном из первых номеров рассылки, и те принципы взаимодействия с аудиторией, о которых скажу сейчас. Пользуясь тем, что этот выпуск выходит после перерыва, я кратко повторю прежде сказанное. Победа в состязании – это достижение оратором своей цели, которая заключена в тех изменениях, что должны произойти со слушателями (они могут что-то сделать, во что-нибудь поверить, от чего-то отказаться под влиянием речи выступающего). То есть цель оратора активна – он добивается изменений состояния или поведения слушателей. Невозможно считать истинной победой унижение или обман аудитории. Манипуляция, т.е. постановка низких целей (к высокому нельзя дойти путем обмана) – не свойственна тому, кто желает быть лучшим. Манипуляторы принципиально заканчивают плохо, потому что любой обман постепенно начинает работать против обманщика. Если Вам манипулятор, простите, втюхал некачественный товар в магазине, разве Вы вернетесь туда еще раз? Кто в проигрыше?
Для достижения цели оратор действует словом. Он убеждает, уговаривает, разъясняет, успокаивает, рисует воображаемое и т.п. («активные глаголы» определяют характер речи). Нельзя думать, что аудитория разомлела и принимает действие оратора, только успевая подставлять ему свое сознание или чувство. Это не так. В аудитории сидят такие же воины. Они могут не соглашаться с выступающим, могут проверять его слова. Поэтому процесс выступления всегда двухсторонний. Если разложить его на составляющие, то мы увидим, что он обязательно включает в себя ОЦЕНКУ, ПРИСТРОЙКУ и ВОЗДЕЙСТВИЕ.
Оценка – это восприятие Вами состояния слушателей и уточнение цели. Пристройка – это Ваша мобилизация (готовность) к достижению цели и преодолению препятствий (например – шума). Мобилизация выражается, прежде всего, в изменении положения и «веса» тела, в нахождении различных приспособлений для наилучшего воздействия. Воздействие – это Ваша работа, переделывание слушателей. Все вместе представляет собой неразрывную цепь, а точнее – много цепочек, которые следуют одна за другой. Вот давайте рассмотрим на примере, как это работает. Представьте, что Вам необходимо провести презентацию Вашей новой программы. В зале уже сидят слушатели – потенциальные клиенты. Вы – взволнованны. Совершенно неизвестно, как Вас будут слушать и будут ли слушать вообще. Вы стараетесь сконцентрироваться, настроиться на уверенную работу. Время пришло - Вы входите в конференц-зал, проходите на место выступающего, к доске или на авансцену. Вот она – секунда оценки. Увы, мы часто пропускаем ее и начинаем воздействие, никак не приспособившись к аудитории.
Вы видите, что люди доброжелательно, с интересом смотрят на Вас. Они готовы к восприятию материала. Сразу за оценкой следует мобилизация. Почувствовав уверенность, Вы мобилизуетесь – расправляете плечи, вытягиваете позвоночник, зримо становитесь легче, в глазах появляется задорный блеск, и Вы качественно произносите первые слова (профессионал выходит уже мобилизованным и лишь «подкрепляет» себя). Все хорошо, но через семь минут вы озвучиваете мнение, которое вызывает негативную оценку среди слушающих. Естественно, что Вы замечаете это (оценка) и реагируете испугом. Вам кажется, что вы все испортили. Тело мгновенно откликается – оно сжимается, поднимаются плечи... Это – демобилизация. В качестве ответного воздействия непроизвольно выбираете оправдание. Аудитория, почувствовав Вашу слабость, начинает перестраиваться по отношению к Вам – шумит, перебрасывается словами, реагирует смехом на Ваши усилия вернуть внимание. Казалось бы, все потеряно, но Вы вспоминаете уроки «Школы красноречия» – делаете спокойный вдох, освобождая мышцы плеч и шеи от напряжения, внимательно оглядываете слушателей, высматриваете наиболее доброжелательного и, улыбнувшись, произносите изящный экспромт. Аудитория, как стая сельдей в мультфильме про рыбку Немо перестраивается и с уважением, а затем и удовольствием внимает Вашей презентации.
Вот что. Выполните, пожалуйста, домашнее задание. Понаблюдайте за процессом общения разных людей, отмечая для себя все те элементы, о которых я сегодня рассказывал. Это очень полезное занятие. Особенно обратите внимание на то, как реагирует тело в пристройках к объекту. Только не перепутайте красноречие с камасутрой.
Из истории красноречия
В некоторых предыдущих выпусках Вы познакомились с историями из жизни Демосфена – великого греческого оратора. Признаюсь честно – мне ближе Рим с его строгостью, дисциплиной и мужеством. Да и в сравнении Демосфена с тем, о ком я буду рассказывать короткие истории, на мой взгляд, выигрывает последний. Впрочем, судить Вам… Марк Туллий Цицерон – философ, политик, педагог и оратор, именем которого был назван целый век истории человечества. Когда люди говорят «в век Цицерона» - они имеют в виду второе столетие по Р.Х. Цицерон – родовое имя, происходившее от прозвища первого в роду Марков Туллиев. «Цицер» - горох. Плутарх утверждает, что у первого же Цицерона кончик носа имел неглубокую выемку, вроде желобка в горошине, откуда он и получил свое прозвище. Достойно уважения, что сам Цицерон, собираясь добиться успехов на государственном поприще, не отказался от смешного прозвища, а, наоборот, носил его с гордостью. Так проявляет себя благородство, которого напрочь лишены наши щелкоперы от журналистики, что год за годом выливают тонны грязи на прошлое своей страны. Только сейчас чуть хвост поджали – настроение власти изменилось. Всегда заметно это в том, как освещают праздник Великой Победы. Еще два года назад все больше о поражениях, втором фронте да бессмысленных жертвах. Теперь нет – все о героях. Трус всегда по ветру писает, в смысле - пишет. Вот как Цицерон меня увлек.
Техника красноречия
Сила отечественной методики, по которой мы работаем, заключается в ее органичности – человек играет, выполняет действие и это действие не противно его природе; в ее комплексности – в упражнении не тренируется какой-то один орган (язык или нижняя челюсть, например), а гармонично работает весь голосо-речевой аппарат. Благодаря этому, Вы можете перейти ту грань, которая отделяет тренинг от жизни. Ведь часто бывает, что в упражнениях достигается результат, а в жизни все остается по-прежнему. Так быть не должно. Работайте легко и со смыслом. Играйте! Упражнение «Птичий двор». Приехали на отдых в деревню. Встали рано утром: разбудил разноголосый хор животных. Вышли на крыльцо. О, какая приятная неожиданность! Кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и цыплята, и курицы, и петух, и кролики, и голуби, и кот здесь же! Глаза разбежались — хочется всех позвать к себе, разглядеть, приласкать и т. д. Без остановки призываете всех животных: Уть-уть-уть-уть-уть... Тега-тега-тега-тега-тега... Петь-петь-петь-петь... Трусь-трусь-трусь... Гуль-гуль-гуль-гуль... Кис-кис-кис! и т. д. Отлично тренируется опора дыхания, губы, язык, направленность звука, если действительно хотите призвать к себе животных и птиц. Тренируйте звучание голоса в различных тонах. Оправдывайте это разным отношением к каждому из животных, хорошо видя их. Одно дело — зовете гуся, другое — голубя, крякающих медлительных уток или быстрых цыплят, важно шагающего петуха или боязливых кроликов... Только снимите с себя «броню» излишнего контроля за своими действиями. Делайте упражнение с радостью, включив воображение на полную катушку. |