17 выпуск

Дорогие подписчики!

Сегодняшний выпуск завершает тему «первого впечатления». Проверяйте мои советы на практике. Не останавливайтесь в движении.

Теория и практика красноречия

На моей лестничной площадке появился белый кот. Соседка не могла пройти мимо одинокого существа и поставила ему миску. Большеголовый флегматичный пришелец с перламутровыми глазами произвёл на всех жильцов площадки самое приятное впечатление, пробуждая в душе забытое чувство милосердия. Ночью он отметился на ковриках моих соседей, щедро поблагодарив и меня за предложенное молоко, а потом всю ночь изображал Николая Баскова, вводя в ступор одиноких кошек своими пронзительными вибрациями.
К чему я это рассказываю? Да к тому, что благородный вид не спас кота от метлы нашей уборщицы. По одежке лишь встречают…

К делу. Давайте посмотрим на «первое впечатление» с узкопрактической точки зрения. Представьте себе, что Вам необходимо выступить с речью. Вот ряд моментов, на которые следует обратить внимание, чтобы добиться главного в первые секунды работы – суметь ЗАХВАТИТЬ внимание аудитории (только при этом условии Вы произведете на слушателей неизгладимое впечатление).

1. По опыту скажу Вам, что оценить силу или слабость оратора можно по его выходу к трибуне. Обратите внимание на ноги. Если идет на полусогнутых, коленки не упружит – проваливается, жди вялого, невнятного и бесцельного выступления. Погрешность здесь мала. Меня этому учили старые мастера театра. Хороший режиссер никогда не давал роль героя артисту с подобной походкой – провалит.

2. Прежде, чем произнести первые слова, стоит сделать паузу. Вам необходимо ОЦЕНИТЬ слушателей. А слушателям важно оценить Вас. Не мешайте им. Откройтесь перед ними. Посмотрите им в глаза. Спокойно и дружелюбно. Если Вы пропускаете этот момент оценки и начинаете говорить раньше, чем среди слушателей установилась абсолютная тишина – Вы потеряете драгоценное внимание к своим первым словам, и потом вынуждены будете завоевывать его уже в процессе общения. А ведь там перед Вами другие задачи стоят.
Чуть не забыл! Выбросите, пожалуйста, всю эту макулатуру с длинными рассказами об установлении контакта через треугольник над бровями или где там у нас еще треугольники. Будьте живыми людьми. Спросите себя мысленно: «Кто здесь самый внимательный?» Ему и начните говорить. Именно ему! Конкретному человеку, а не лампе или бумажке на полу.

3. Хорошо бы найти уместное обращение. Можно, конечно, сказать «Здравствуйте», что прозвучит свежо, особенно если Вы уже полтора часа в одном зале вместе сидите. «Дорогие товарищи!» - тоже хорошо, но поздно. «Господа» - уместно в официальных случаях и нелепо звучит в пивнушке (впрочем – до пятой рюмки, а потом именно «Гггггосподаааа!». Причем заметьте, что правильно «Господа», даже если в аудитории есть женщины, а не «Дамы и господа». У нас есть и господин, и госпожа, вместе – господа. Хорошее обращение «Друзья» требует искренности в душе и в голосе. Лучше всего в ситуации, когда не ясен статус и отношения, обойтись без конкретного личного обращения, сразу перейдя к делу.

4. Важно определить то наивыгоднейшее место, откуда Вы начнете свое действие. Идеально – сделать это заранее. Получается не всегда. Это не просто то место, откуда Вас лучше всего видно всем в аудитории (классическое требование). Это – стартовая, энергетическая площадка. Вам должно быть удобно управлять аудиторией с этого командного пункта и никакие стулья не должны быть преградой для Вашей связи с людьми. Если позволяют условия, никогда не «отрезайте себе ноги» каким-нибудь столом – выйдите из-за него. Посмотрите на себя глазами тех, кто приготовился Вам внимать. Спрятаться за стол или трибуну уместно, если Вы забыли почисть обувь или читаете большой доклад, листы которого надо где-то положить.

Для наилучшего восприятия оратора имеет значение и расстояние между ним и слушателями.

Близкая аудитория: если Вы хотите быть равным участником в беседе, то сядьте с людьми в круг или спуститесь к ним с эстрады. Это самая сложная аудитория для оратора, потому что она требует постоянной готовности к импровизации и личной смелости, но в то же время это – оптимальный вариант для создания дружественной обстановки, теплоты, интимности в общении.

Средняя аудитория: Вас и первых слушателей разделяют полтора-два Ваших роста. Очень хороша для выступающего, но требует владения техникой речи. Это любимая аудитория учителей и проповедников.

Большая аудитория (конференц-зал, стадион) требует особого речевого поведения – это и техника работы с микрофоном, и краткость словесных предложений, ясная выпуклость аргументов – лозунгов и преувеличенная выразительность тела. Любое пространство может, как рамка портрет, либо украсить выступающего, либо изуродовать его. Я знал одного бизнесмена, который уникально работал в малой аудитории. Он обладал удивительным обаянием простого, очень домашнего человека и благодаря этому легко располагал к себе собеседников во время переговоров, но он же совершенно терялся в большой аудитории, где его плюсы становились минусами. Его просто не замечали.

О том, как держаться перед аудиторией, куда деть руки-ноги, каким голосом говорить и как вести себя, если в зале сидит пьяный Вася и громко икает, расскажу в следующем выпуске. После того, как съезжу в Ригу. Лабдиен, миляс драуги! На этой неделе тренинги – в будние дни, по вечерам. Информация – на сайте. Там же сведения о некоммерческом проекте «Клуб «IGRO» для тех, кто хочет практиковаться в публичном красноречии, избавлять себя от страхов и неуверенности и учиться слушать других.

Техника красноречия

Рассылка уходит в отпуск на время организации работы новой тренинговой компании «Центр современных речевых технологий «IGRO». Увидимся с Вами в конце апреля – начале мая. Для Вас – кое-что о дикции.

В русской речи трудными для произнесения являются: взрывные согласные П—Б, Т—Д, К—Г; согласные Ч—Ц, часто заменяемые звуками Щ—С (щеловещество); согласные В—Ф, которые как бы «запирают» звук (при их произнесении нижняя губа соприкасается с верхними зубами). Для образования этих звуков требуется скоординированность ротовой артикуляции с действиями дыхательной системы, особенно диафрагмы. Звуки образуются при активном прорыве воздушной струей препятствий: крепко прижатого кончика языка к верхним резцам (Т—Д), задней части спинки языка, крепко прижатого к твердому нёбу (К—Г), затвора обеих губ (П—Б). В силу своей активной природы рождения взрывные согласные тонизируют работу дыхательного аппарата, особенно развивают подвижность диафрагмы (проверьте, произнося глухие согласные: п-пь! п-пь! п-пь!.. т-ть! т-ть! т-ть! к-кь! к-кь! к-кь!..), а также помогают приближать звук.

Тренируйте такие сочетания: птка! птко! птку! птке! птки! пткы! бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы!.. Тренировка сочетаний взрывных согласных развивает артикуляционный аппарат: П—Б — губы, Т—Д — кончик языка, К—Г — корень языка. Тренируя всевозможные сочетания согласных, отчитывайте, поддразнивайте, кокетничайте, форсите... Но только не делайте это формально, мертво, механически, «без душевного участия», как говорил К. С. Станиславский.

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG