16 выпуск

Дорогие подписчики!

Перед Вами шестнадцатый номер «Школы красноречия».

Теория и практика красноречия

Сегодня я хочу обратить Ваше внимание на одну секунду человеческих взаимоотношений. На мгновение встречи. Известно, что первое впечатление, которое мы производим на других, изменить очень и очень сложно. По крайней мере, для этого требуется время, желание и возможность последующего общения, а вот этого может, в случае первой неудачи, и не быть. Греческий миллиардер Аристотель Онасис начал свое дело с приобретения хорошего костюма и членства в дорогом клубе. Он говорил, что у «вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление». Многие из самых известных людей планеты вполне доверяли своему инстинкту в оценке нового для них человека. Я не зря пишу об инстинкте, понимая, что процесс «сканирования» другого происходит в большей мере на подсознательном уровне. При этом у каждого есть свои предубеждения и свой идеал. Лично я стараюсь поменьше доверять первому чувству, но, к сожалению, оно меня редко обманывает. Думаю, что и Вы поступаете так же.
Наш образ, который либо впечатляет, либо разочаровывает, составляют внешность (фигура, рост, костюм), знаки душевного состояния в поведении (волнение, эмоциональный настрой), некоторая предварительная информация о нас, которой обладает наш собеседник и первые сигналы контакта (взгляд, жест).
Замечу, что немаловажное значение имеют в ситуации первого знакомства речевые характеристики. Стоит только представить себе на секунду, что ни Ваш костюм, ни Ваша фигура, ни даже Ваши чудесные глаза с пушистыми ресницами или мужественный подбородок не имеют ровно никакого значения для собеседника, потому что Вы разговариваете по телефону. Первое впечатление будет зависеть в этом случае от умения своим голосом создать и костюм, и фигуру, и даже глаза с подбородком. Нет, нет, не подумайте, что я прошу Вас играть голосом. Ни в коем случае, просто Ваши интонации должны быть выразительными. В противном случае Ваш собеседник нарисует в своем сознании тот портрет, какой сумеет обнаружить в Ваших словах. И портрет этот может Вам не соответствовать. Тем более что легче заметить плохое, чем запомнить хорошее (так после собеседования при поступлении на работу только одного из десяти хоть запоминают, остальные – не более чем ёжики в тумане). Достигнуть интонационной выразительности сложнее, чем выучить наизусть несколько стандартных фраз приветствия (одно из многочисленных упражнений см. в разделе «Техника красноречия»).

Тонкая штука – первое впечатление. Вам часто приходится слышать по телефону неприятный, раздраженный голос, невнятное произнесение своего имени или имени своей компании? Думаю, что часто. Согласитесь, что общаться после такого приветствия не хочется.
Как все-таки добиться благоприятной оценки? Сначала – самые общие напоминания.
1. Вежливость и внимательность. Не будем забывать, что каждая встреча, даже самая незначительная на наш взгляд, может полностью изменить нашу жизнь. Мир устроен таким образом, что человеку всегда дается шанс: любви, хорошей сделки, толкового соперника, но мы этот шанс иногда просто не замечаем. Поэтому, даже представляя себя (самопрезентация), стоит быть очень внимательным к собеседнику. В этом секрет джентльмена: он не выпячивает своих достоинств, а замечает чужие и этим заслуживает уважение.
2. Нас и наших собеседников разделяет стена шума. Это термин, пришедший к нам из исследований американских спецов по коммуникациям. Естественный шум влияет на восприятие речи в телефонном аппарате, искажает наши слова в уличном разговоре. Шум возникает при нашем неумении четко произнести слова приветствия. Шум, как искажение образа, может заключаться в предубеждении к нашей персоне, в неправильно выбранной позиции во время выступления. Шум – это препятствия, которые необходимо учесть и преодолеть. Вот здесь-то и помогут Вам яркость интонационного рисунка, пластичность речи и тела, хорошая дикция. Да, чуть не забыл, ещё – незапятнанная репутация:).
3. Если образ человека складывается из нескольких взаимосвязанных элементов, то важно, на мой взгляд, их гармоничное сочетание. Вот говорят, что у рубашки должны быть перламутровые пуговицы, а в рисунке галстука просматриваться фактура (я как бы опускаю бессмертные фразы о чистых воротничках и подстриженных ногтях). Согласен, что эти детали очень важны, но если при этом речь не соответствует заявленному статусу, то общая оценка будет хуже, чем могла бы.
Продолжим в следующем выпуске.

Техника красноречия

На что мы всегда обращаем внимание? На тембр человеческого голоса. Это важнейшая характеристика. Тембр индивидуален, неповторим. В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизируем, и каким резким, раздраженным становится тембр, когда мы нередко «распускаемся» в различных ситуациях бытового общения. Можно научиться владеть своим тембром, использовать его краски в общении. Вот одно из простых упражнений. Попробуйте произносить слово «пришла», «ушел», с выражением: удивления, радости, восхищения, ненависти, гнева, угрозы... Нафантазируйте обстоятельства и действие.

Пришла?! Мне страшно за тебя! (со страхом)
Во всем вини саму себя!

Пришла?! А самолюбье где? (с осуждением)
За ним как «верный пес» везде!

Пришел?! Так обмануть меня! (с презрением)
Ты не мужик, а размазня!

Пришел?! Вот и попался, друг! (с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг.

Пришла! Знать так тому и быть: (с радостью)
Нам друг без друга не прожить

Ушел!? Придет иль нет? Загадка. (с тревогой)
Я поступила с ним так гадко!
Тексты упражнений З.В. Савковой.

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG