|
12 выпуск
Дорогие подписчики!
В этом выпуске: объяснение принципа активного действия в речи, кое-что из истории красноречия, ряд упражнений из актерских психотехник и ответы на Ваши письма.
Теория и практика красноречия
Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Почему человек, начиная говорить в возрасте двух - двух с половиной лет, совершенствуясь в этом деле всю жизнь, в зрелые годы далеко не всегда гордится успехами на этом поприще? Ведь если, например, заниматься спортом двадцать лет подряд, то результаты обязательно появятся. Если тридцать лет ежедневно брать в руки карандаш или кисть и учиться рисовать, то фигуру человека можно будет изобразить? Думаю, что да. Почему же в речи мы не столь совершенны, как следовало бы ожидать, учитывая количество потраченного времени.
Я отвечаю на этот вопрос следующим образом: мы легко усваиваем обычную, бытовую речь и пользуемся ею в свое удовольствие, не стремясь к ее улучшению, потому что в ежедневной нашей практике нам и нашим собеседникам вполне достаточно того среднего уровня «говорения», которое мы используем для передачи информации. С годами человек увеличивает запас слов, повышает грамотность, но привычку «говорить слова» сохраняет.
У него нет потребности к изменению функциональной природы своей речи. Нет – до поры, до времени. Я заметил, что основными клиентами наших тренингов и консультаций являются те, кто столкнулся с необходимостью срочно корректировать свое речевое поведение. Такая необходимость возникает, когда к Вашей речи начинают применять профессиональные требования. Далеко не все, к сожалению, осознают необходимость такой корректировки. Посмотрите на наших политиков – большинство из них не видит никакой разницы между думской трибуной и собственной кухней: «Ты чё, Вань, я не понял? Не будешь голосовать за бюджет, да-а-а?»
В любом деле мы можем говорить об уровне любительском и профессиональном. А чем отличается любитель от профи? Тем, что любитель может сделать что-то фантастически хорошо, но только один раз. А профессионал обязан повторить свое достижение и завтра, и послезавтра. Профессионал не «говорит» - это слишком расточительно, ведь результат в таком случае зависит от сочетания случайных факторов, профессионал ДЕЙСТВУЕТ словом. Для него каждый звук – ПОСТУПОК. Он хорошо понимает (чувствует) цель и ежесекундно производит отбор профессиональных средств на пути к достижению этой цели. Вот то главное, что отличает речь «обыденную» (в которой цели формируются случайно и средства отбираются случайно) от речи «профессиональной» – это ДЕЙСТВИЕ, как основа такой речи. Действие, как единый психофизический процесс (участвуют и душа, и тело:)), направленный на достижение цели.
У Вас всегда есть два пути: либо произносить слова, в надежде быть услышанными, либо ДЕЙСТВОВАТЬ, изменяя окружающий мир. Обнаружить действие в речи легко – оно всегда определяется активным глаголом. Кто-то лишь ГОВОРИТ, а кто-то УБЕЖДАЕТ, ОБЪЯСНЯЕТ, ПРИЗЫВАЕТ и т.д. «Что Вы делаете?» – спрашиваю я своих слушателей. «Я? Говорю…» – «Спасибо, хорошо, что не танцуете!». Вы должны не говорить, а делать! И Ваше «действие» должно порождать ответное действие в другом (например, я убеждаю – они принимают мою точку зрения или не принимают (плохо убеждал), я угрожаю – они спасаются бегством, я успокаиваю – они перестают плакать). Если этого нет, то Вы лишь говорили. Создавали фон. Действие в исполнении другого видишь сразу. Вот стоит в магазине девушка. Я качу тележку, а она участвует в акции и продает со столика какие-то сырки. Слышу – гонит ТЕКСТ. Тоска. Хочу сырок, но нет желания остановиться. Не нужен я ей. На другой день, у того же столика другая девушка предлагает вино (я – не пьющий (в прошлой рассылке чуть поиграл:))). Прохожу мимо, слышу: «Мужччччина…, мммможжно Вассс на секккундочччку!». Она не говорит, она берет меня за грудки и поворачивает лицом к себе, заставляя внимать себе одним тембром своего голоса. Уже дома думаю: и зачем мне болгарское вино, да еще в трех бутылях, спрашивается?
Конечно, если Вы сейчас хлопнете в ладоши и скажете «я начинаю действовать», то вполне возможно, что ничего не изменится. Но попробовать стоит. Выполните элементарную задачу. Убедите своего приятеля в том, что ему надо подписаться на рассылку «Мир баскетбола» (к примеру) или купить соевое мясо. Ваша цель ясна. Он должен действительно подписаться или купить. А Вы должны его УБЕДИТЬ. Не сообщить ему, что есть, мол, такая рассылка и такое мясо, а применить весь арсенал доступных Вам на сегодняшний день средств. Приведите ему такие доводы, против которых ему нечего будет возразить, и сообщите ему это с такой силой убежденности (в голосе, жестах, мимике), против которой он не сможет устоять. Содержание, конечно, зависит от того, кому Вы будете это говорить. Убеждая его, Вы будете применять и другие действия, согласуя их с этим основным глаголом. Быть может, Вам понадобиться удивить его, поразить его воображение, вызвать воспоминание и т.п. Удачи Вам! А я решил предложить Вашему вниманию пример очень действенного текста. Это – классика жанра. Жаль, никто не успел записать это выступление на видео.
Из истории красноречия
ПЕРВАЯ РЕЧЬ ПРОТИВ ЛУЦИЯ СЕРГИЯ КАТИЛИНЫ [В сенате, в храме Юпитера Статора. 8 ноября 63 г.]
(I, 1) Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды? Неужели тебя не встревожили ни ночные караулы на Палатине, ни стража, обходящая город, ни страх, охвативший народ, ни присутствие всех честных людей, ни выбор этого столь надежно защищенного места для заседания сената, ни лица и взоры всех присутствующих? Неужели ты не понимаешь, что твои намерения открыты? Не видишь, что твой заговор уже известен всем присутствующим и раскрыт? Кто из нас, по твоему мнению, не знает, что делал ты последней, что предыдущей ночью, где ты был, кого сзывал, какое решение принял? (2) О, времена! О, нравы! Сенат все это понимает, консул видит, а этот человек все еще жив. Да разве только жив? Нет, даже приходит в сенат, участвует в обсуждении государственных дел, намечает и указывает своим взглядом тех из нас, кто должен быть убит, а мы, храбрые мужи, воображаем, что выполняем свой долг перед государством, уклоняясь от его бешенства и увертываясь от его оружия. Казнить тебя, Катилина, уже давно следовало бы, по приказанию консула, против тебя самого обратить губительный удар, который ты против всех нас уже давно подготовляешь. Я думаю, что этот отрывок создает представление о том, как мощно действовал Цицерон, желая обвинить и наказать своего врага и соперника – Катилину. Будет желание прочитать продолжение – загляните на страницу «Мастерская».
Читая Ваши письма
С некоторыми из наших читателей у меня завязалась целая переписка. Я, даже, грешным делом подумываю: а не открыть ли нам дискуссионный лист, в который свободно смогут писать все желающие, делиться опытом общения. Что скажете? Теперь ответы на некоторые вопросы: «Так как же определить качества личности по речи человека?» – спрашивает BAZ. Глубина нашего понимания другого напрямую зависит от состояния нашего зрения и личного опыта. Я был бы жуликом, если бы предложил Вам схему, в которой была бы дана классификация всех голосо-речевых и поведенческих сигналов в их соответствии тем или иным свойствам личности. В наш век, стремящийся на всех парах к примитивности, как способу существования, много подобных схем. Они – востребованы. Заходишь в магазин, покупаешь Алана Пиза с его жестами и вот он, «золотой ключик» понимания людей в руках! Ах, он сложил руки на груди! Что-то замышляет… Конечно, ведь это сигнал закрытости!
Существуют закономерности. Замечая их, можно делать определенные выводы. Когда я пишу о том, что по речи человека можно сказать о нем все или почти все – это так! Но представление это будет в большой степени субъективным (т.е. моим личным представлением об этом человеке), основанным на моем восприятии действительности и знании ряда закономерностей. Нас должны интересовать не столько секреты чужой личности, сколько собственное речевое поведение. Я знаю, что высокий голос и торопливая речь мешают восприятию, лишают мои слова той убедительности, на которую я рассчитываю. Значит, мне надо расширить мой диапазон звучания и проработать технику темпо-ритмической организации речи. Я знаю, что «рваная» фраза с «задранными концами» вселяет сомнение и неуверенность в моих собеседников. Значит, мне надо научиться «лить» фразу и овладеть мелодикой русской речи. Я знаю, что птицу едят руками. Значит, если я не хочу опозорить свой род броском крылышка фазана на вечернее платье соседки – я научусь красиво есть птицу руками или умру с голоду. Вот и все!
В одном из писем милая читательница спрашивала о технике взаимодействия с группой. Согласитесь – работать с одним человеком легче, ведь в группе «…уровень у всех очень разный, а время ограничено, некоторые уходят недовольными». Я ответил на это письмо, но в рассылке решил вновь к нему вернуться. Точнее, обратить внимание на «недовольство». У меня часто спрашивают, как справиться с «недовольством», отрицательной реакцией на выступление. Почему люди бывают недовольны? Потому что предложенный продукт не удовлетворяет их потребностям, не оправдывает ожиданий… Иногда, потому что они просто переели пирожных:). Мы не должны, как мне кажется, сами удобрять почву, в которой могут появиться ростки «недовольства». Благожелательные слушатели в любой группе составят абсолютное большинство, если количество наших слов не будет превышать количество мыслей; если мы будем придерживаться задуманного плана, не «расплываясь по древу»; если мы раз и навсегда откажемся от грустной привычки «читать текст» или вспоминать заученный материал (ведь люди нуждаются в живом слове). Недовольных станет гораздо меньше, если мы перестанем зависеть от их мнения, не будем грызть себя, а будем спокойно делать свое дело. В конкретной ситуации я рекомендую Вам отнестись с пониманием к возможному недоверию кого-то из группы. Ни в коем случае не раздражайтесь! Важно вовремя уловить симптомы этого отношения и попытаться понять причину. Иногда мы принимаем обычную усталость или т.н. «отрицательный» мимический тон (есть люди «с недовольным» по жизни лицом) за неудовлетворение нашей работой. Но встречаются слушатели, которым действительно что-то не нравится. Попробуйте вовлечь такого человека в процесс, поручите ему выполнить задачу, включите его в обсуждение. При этом ни в коем случае не оправдывайтесь (интонацией или прямым текстом) перед ним. Это его право – быть чем-то недовольным. Уже по его реакции можно понять, чего ему не хватает – информации, внимания к его персоне, другого стиля подачи материала и т.п. Всегда можно если не устранить причину недоверия, то изменить отношение участника группы к ней. Должен заметить, что эти советы не работают в случае преднамеренной акции «недовольства» направленной против Вас. В этом случае арсенал приемов включает в себя и игнорирование, и прямое столкновение, и «перевербовку» (поговорим об этом отдельно). Если Вы (тьфу, тьфу, тьфу) потерпели неудачу, и справиться с недовольством группы не удалось, что ж – поблагодарите судьбу, ведь учат нас только неудачи, а успех – развращает (приятно и незаметно).
Техника красноречия
Упражнения на внимание и наблюдательность. Разминочные.
Взгляните на свои ладони, отвернитесь. Есть разница между ладонями правой и левой руки? В чем? Расскажите. Будет неплохо, если Ваш рассказ окажется содержательным. Бросьте на стол несколько спичек (штук 8). Накройте их листком бумаги. Поднимите листок и, не глядя, перемешайте спички. Посмотрите на них 2-5 секунд. Накройте листком. В зрительной памяти подержите картинку. Перемешайте спички (не глядя). Восстановите рисунок.
Упражнение на звучание
Мы делали упражнение «Стон». Теперь «вплетите «стон» в мини-тексты. «Маммм, мммёду наммммм». Только действуйте. Вы не должны «мычать». Расслабленно прошу, умоляю. Без напора, без «форсажа». Помните глину в тазу «Ммммнали, ммммныли, ммммнули…», полетайте на самолетике «Мммммммм..Ннннннннн». Самолетик – Ваша ладонь. Все внимание к ней и включить воображение. Вы должны «лететь». Выше, ниже. Плавно и легко. Звук резонирует в «маску» (верхняя часть лица). И летит к объекту (кого я прошу, умоляю?). Должен напомнить, что верное звучание (мягкая атака), зависит от ясности Вашего мышления (точность задач, воображение), мышечной свободы, осанки и дыхания. Дыхание у нас частое, вертикальное, глубокое и близкое. Это – обязательные параметры. Вам интересно, что означают эти параметры? |