|
11 выпуск
Дорогие подписчики!
Перед Вами одиннадцатый выпуск «Школы красноречия». Выпуск рассылки праздничный – на Масленицу выходит, так что простите за некоторые вольности. Гуляем-с!
Теория и практика красноречия
Прежде позвольте мне извиниться за допущенную ошибку в прошлом выпуске. Я предложил Вам два тестовых вопроса, положительные ответы на которые, по моему уверению, были сигналом к размышлениям. Так вот – я м…к! Ответ первый – не положительный, а отрицательный (НЕТ, мне чихать на то, как меня воспринимают), а второй – действительно положительный (ДА, меня часто не понимают люди). Кроме того, я перепутал время начала «праздничного катания», написав вместо 14 часов – 16. Честно – был трезв. Ну, быть может, одну рюмочку перед обедом пропустил. И сегодня пропущу – и не одну, а три! Но после работы. Итак, возвращаемся к «вниманию». В любом разговоре, в любой речевой ситуации мы стремимся к тому, чтобы овладеть вниманием наших слушателей (даже если мы не делаем этого намеренно, то и этот шаг можно оценивать, как один из приемов захвата внимания). Для этого мы используем десятки интуитивно понятых или отработанных техник. Например, таких:
1. Урок биологии. Ее звали Людмила Прокофьевна. Несмотря на старомодное имя-отчество, пригожее скорее для «синего чулка» в массивных очках и со щербатой указкой в руке, эта училка больше походила на Мэрилин Монро. Когда она садилась за свой стол, подтягивая черную, плотно облегавшую крутые бедра, юбку – вся мальчишеская часть класса ерзала глазами по крышке лежавшего перед ней журнала, изредка, как бы невзначай, проваливаясь взором в тесную пропасть неизведанной анатомии. Пронзительно звучали истории о пестиках и тычинках. Ей не надо было удерживать внимание, оно, как комариная туча, облипало ее и неотступно следовало за ней. Отвлечься было невозможно. Внешность человека, его одежда, манера держатся, конечно, привлекают внимание, но иногда отвлекают от содержания высказывания.
2. Лекция в институте. Маленький, лысый преподаватель. Он вошел в аудиторию на цыпочках, т.к. это была первая пара – все спали. Зайдя за трибуну, он вдруг вскинул над собой пухлую папку и с треском обрушил ее на фанерную подставку для книг, сопроводив это движение воплем: «Слушать меня-я-я-я, оппортунисты!!!». Полтора часа мы сидели с открытыми ртами, ожидая какого-нибудь фокуса. А наш педагог бегал по залу и размахивал руками. Жесты тоже играют свою роль в привлечении внимания, но способны при неумеренном использовании раздражать и отвлекать от содержания диалога.
3. Эдвард Радзинский. Удивительный персонаж телевизионной исторической публицистики. Модуляции его голоса ужасны, но удерживают у экрана, являясь сознательным театральным приемом привлечения внимания. Те же штучки использует Владимир Жириновский. Все его дикие вскрики, эмоциональные взрывы, безумный ритм его монологов – вот-вот «крякнет» и, вдруг – пауза, тишина, покой, добродушие, – это те же манипулятивные приемы (на характере которых никак не отражается сознательность или бессознательность их применения). Голос человека притягивает, завораживает и является сильнейшим средством привлечения и удержания внимания, но если голосовые модуляции ничего осмысленного не выражают, то перед нами демагог с хорошими актерскими способностями, и ничего больше.
Я думаю, что следует различать «внимание» и «любопытство». «Зацепить» партнера в общении ничего не стоит. Его можно испугать, возбудить, сыграть на его чувствах к близким, к себе и т.д. На этих манипулятивных приемах стоит и стоять будет вся (ну, или почти вся) технология рекламы в потребительском обществе. В задачах такого рода деятельности – подчинение слушателя, лишение его осмысленного выбора. А на другом полюсе – благородные (без кавычек) техники взаимодействия с аудиторией. Используя их, Вы точно также обращаете внимание на свою внешность и ее соответствие речевой ситуации, применяете весь арсенал голосовых и жестово-мимических средств, но не с целью вызвать любопытство к своей персоне, а с целью привлечь внимание к содержанию высказывания. Вы не работаете на уровне инстинктов человека. Ваш слушатель – Ваш партнер. В своей речи Вы опираетесь на факты и доказательства, а не на мнения и произвольные суждения. Пишу эти строчки и думаю – вот-вот и сорвусь на пафосное звучание. А не хотелось бы. Я убежденный сторонник той простой мысли, что стóящее не исчезает. Яркое, но пустое – может завоевать место под солнцем, но только на время. Поэтому и писал Квинтилиан, что хорошим оратором может быть только «добрый человек».
Итак, вывод. Для того, чтобы привлечь и удержать внимание аудитории оратор должен:
а) предложить ей речь интересную (помните - «красноречие фактов»!, с примерами, сравнениями, противопоставлениями и т.п.); конфликтную (в речи должна быть проблема, внутренний спор); новую (если все о том же – кто будет слушать?); конкретную (точную в мыслях, понятную в выражениях и краткую); близкую интересам аудитории (хорошо, но не обязательно, ведь задача в том и состоит, чтобы «заразить» слушателей своими интересами). Впрочем, о работе с текстами мы еще поговорим.
б) самому обладать теми качествами, которые привлекают внимание. Это, прежде всего – обаяние, т.е. умение быть самим собой, юмор (только чтобы не над Вами смеялись!), сильный характер (уверенное поведение), и еще то, что сложно назвать – внутреннее содержание, что ли? Есть люди, в которых есть содержание. Это и биография, и опыт, и дары от Бога, и внешность интересная (не обязательно «красивая» – интересная!).
в) искусное поведение. Вы должны всем владеть, но при этом Вас не должно быть много. Как говорил, кажется, Карнеги: хороший оратор – как прозрачное стекло. Вы есть, и Вас нет. Тогда к Вам будут тянуться люди. А если Ваше «Я» выпирает изо всех щелей, то от Вас убегут. Совет к месту – не тяните подбородок в сторону слушателей, – наоборот, чуть отклоняйтесь от них. Это правило сцены: Вы – к ним, они – от Вас, и наоборот. К поведению отнесем и всю технику – от ритма до пластики, от жеста до паузы. Ну вот, вкратце и все. Если что-то пропустил – не обессудьте. Я не Брокгауз, блин, Эфрон.
Кстати, рекомендую посмотреть недавно вышедший на DVD/video фильм «Гитлер». Кино так себе, а вот актер английский сыграл Адольфа Шикльгрубера блестяще. Обратите внимание на то, как работает начинающий наци-оратор в пивной, как использует жест, мимику. Это все манипулятивные приемы захвата и удержания внимания аудитории.
Добиться внимания сложно, и самое обидное, что это лишь начало пути. Ведь главное – не только внимание взять и удержать. Главное – цели добиться. Как говорил В.Ф. Одоевский: «…вырастить в другом его собственное внутреннее слово». А с этим-то посложнее будет. Вот здесь и лежит грань между обыденной речью, которой владеют все и речью ДЕЙСТВЕННОЙ, профессиональной. Секрет секретов. Написать об этом легко. Осознать и овладеть непросто. Бум работать. О действии в речи см. следующий выпуск. А вот теперь я могу пойти на кухню, открыть холодильник, достать ледяную водочку, насыпать стопочку, закинуть ее в желудочек, да закусить блинком. Ах, хорошо на Масленицу беленькой выпить! Здоровья Вам!
Техника красноречия
После водочки работа неуместна. Или неудачна? Как неудачен, думаю, этот раздел «Школы». Я решил, что в таком виде как прежде, он существовать не должен. Все эти упражнения на развитие голоса, внутренней техники должны подаваться в комплексе, тщательнейшим образом объясняться тренером. Методика, которой я владею, пришла из русского театра. Она лишена механистичности, назойливости и фальши. Она органична и проверена десятилетиями работы многих питерских специалистов. Ее корни – в учении Аристотеля и классической системе Станиславского. Меня учила этим приемам профессор З.В.Савкова. Это то, что следует делать под присмотром специалиста. Знаю, что у многих такой возможности нет и, быть может, никогда и не будет. Я поставлю на сайт все материалы, которые смогут Вам помочь. В рассылке же уместно отвечать на Ваши вопросы. Поэтому к нам возвращается раздел «Читая Ваши письма». Пишите, я все читаю. Пойду, еще рюмку тресну…. Если Вы посчитаете, что я неправ – докажите! Я все равно Вас уважаю. |