|
10 выпуск
Уважаемые подписчики!
Перед Вами десятый выпуск «Школы красноречия». На улице – метель, в доме – теплынь, а на душе – покой. Что еще надо, чтобы приступить к написанию этого выпуска?
Время! Его, к сожалению, становится все меньше. Но что бы ни случилось – в конце недели «Школа красноречия» попадет в Ваш почтовый ящик. Ну, быть может, только если «уеду в Киев, проветриться»…. Если так принято у кандидатов в президенты, то чем мы хуже?
Сегодняшний выпуск состоит из ответов на письма. А на следующей неделе мы вернемся к изучению внимания и других элементов речевого мастерства.
Из истории красноречия
«Однако напоминаем, что оратор должен прибегать к смешному не слишком часто, как шут, не бесстыдно, как мим, не злостно, как наглец, не против несчастия, как черствый человек, не против преступления, где смех должен уступить место ненависти, и наконец не вразрез со своим характером, с характером судей или обстоятельств, – все это относится к области неуместного. Он будет избегать также и шуток надуманных, не созданных тут же, а принесенных из дому, потому что они обычно бывают холодны; он будет щадить дружбу и достоинства, избегать непоправимых обид и разить только врагов, но и то не всегда, не всех и не всяким образом». Цицерон.
Теория и практика красноречия
Недавно получил письмо с вопросом о том, как менеджеру вести переговоры. Я уверен, что в ситуации переговоров имеет значение не только схема их проведения, предмет обсуждения и отношение к этому предмету Ваших партнеров, но и речевая (коммуникативная) стратегия переговоров и Ваш личный речевой стиль.
Мы общаемся с людьми. Десятки лиц ежедневно. С кем-то успеваешь переброситься парой слов, кто-то произносит в твой адрес целую речь. Вот, например, в субботу прошел тренинг «Техника публичного выступления». Десять новых для меня имен, десять интересных участников проекта. Привыкшие работать, добившиеся определенного положения мужчины и женщины и, на первый взгляд, схожие в своем энергичном отношении к действительности. Но какие они разные, неповторимые в своей речи! Вот каждый из них рассуждает на выбранную тему. И в своем рассуждении открывается перед нами, как личность, как уникальный, единственный в этом мире человек. Как же прав был Сократ, сказав незнакомому юноше: «Заговори, чтобы я тебя узнал!». В речи проявляется характер человека, его привычки, его образ жизни, его биография (где родился, чему учился), его отношение к людям, профессии, его социальный статус, состояние банковских счетов, темперамент, отсутствие семейного счастья или, наоборот, его переизбыток. Я не знаю, что НЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ в речи человека. Вопрос только в привычке замечать эту информацию и в способах применения знаний. Мы обязаны знать свои речевые особенности, ну, а как ими распорядиться, это – второй вопрос.
Каждый из нас обладает индивидуальным речевым стилем. Как представление о внешности человека складывается из ряда характеристик (рост, фигура, черты лица, одежда и т.д.), так и речевой стиль можно разложить на несколько элементов (качества самой речи – ясность, логичность, уместность; интонационное богатство; мимика, жест и т.д.). Когда мы вступаем в общение, то мгновенно считываем эти характеристики, и если индивидуальный стиль человека в речи не мешает нам, то общаться с человеком приятно. А от «приятно» – один шаг к «продуктивно». Вчера я был участником двух встреч и переговоров с незнакомыми мне людьми. Очень любопытно было наблюдать, как при условии взаимного интереса и некоторых других соответствий, совершенно по-разному эти переговоры развивались. Вот разговор с женщиной средних лет: ее речь быстра, она говорит завышенным голосом, спешит, ложится грудью на стол, при этом в ее лексике преобладают слова простые, «уличные». Я понимаю, что это ее стиль, но мне трудно привыкнуть к такой «открытости». Первая мысль – «меня берут в оборот», очень трудно улавливать смысл. Кланяюсь и убегаю. Вторая встреча: неземной красоты барышня, держится удивительно спокойно, говорит с «петербургским звучанием», речь чистая, голос низкий с нежным, бархатистым тембром, внимательно слушает, улыбается – я таю. Меня действительно «взяли в оборот», но я доволен до умопомрачения.
Так уж получилось в нашей с Вами истории, что внимание к этой области человеческого всегда было минимальным. В школе никого не интересовало, КАК ты говоришь: учителя подчеркивали: главное – это то, ЧТО ты говоришь. В институтах и университетах мы с удовольствием ходили на лекции редких преподавателей, умевших превратить свои занятия в «афинские ликеи» и потихоньку учились красноречию у этих мастеров. Но их было так мало! Чаще скука и равнодушие царили на занятиях, посещение которых напрямую было связано с приближением сессии. В своей профессиональной деятельности мы иногда обращаем внимание на то, как мы говорим или как разговаривают с нами, но, как мне кажется, всерьез речевые характеристики не воспринимаем. А жизнь идет вперед. Сегодня век информации. От качества передачи этой информации зачастую зависит материальное и душевное благополучие.
Как бы хорошо мы ни учились на всевозможных тренингах проведению переговоров (что, безусловно, полезно), но когда дело дойдет до практики – на первое место выступают именно личные качества переговорщиков и, в том числе, их речевой стиль.
Флобер сказал: «Стиль – это человек». Будем работать над собой. А пока ответьте на два простых вопроса:
- Как Вам кажется, Вы доброжелательны в общении, независимо от Вашего отношения к собеседнику?
- Вы часто сталкиваетесь с тем, что Вас переспрашивают, что Вас понимают не так, как Вам хотелось бы?
Если Вы на первый вопрос ответили отрицательно, а на второй положительно, то у Вас есть повод задуматься над тем, как воспринимают Вас люди. Хорошая, стильная одежда украшает человека и помогает ему. Если наш речевой стиль обладает изъянами, мешающими в общении, то мы, считайте, ходим в дырявых штанах. Тоже любопытно, но, согласитесь, на любителя.
Второе письмо процитирую:
«Здравствуйте, Игорь! Я преподаватель. Работаю в Академии, в небольшом городке на кафедре высшей математики. Конечно, предмет не самый легкий для восприятия и рассказывать без спец. терминов недопустимо (по моему мнению). Я понимаю, что Вы немного не это имели в виду (выпуск 7,8), но существуют ли приемы удержания внимания для столь специфичной аудитории, если еще учесть, что практически все в этой аудитории уверены, что математика им не нужна. Но молодые люди учатся в техническом вузе и многие за родительские деньги. О себе: я знаю и люблю свой предмет и с опытом даже появилась некоторая уверенность, что могу практически все объяснить "на пальцах". Но сейчас с ужасом начинаю понимать, что объясняя "на пальцах", скатываешься "ниже табуретки". Заранее спасибо, даже если не ответите, так как мой вопрос риторический».
Думаю, что Вы очень хороший преподаватель, если беспокоитесь о понимании Вашего предмета студентами. Ведь можно просто не поставить зачеты, довести это дело до исключения одного-двух из Академии (несмотря на денежки потраченные) и Вас будут слушать. Бояться и внимательно слушать. Так многие поступают. Но Вам необходимо, чтобы они Вас понимали. Чудесно!
Я не хочу быть банальным и говорить о необходимости «замотивировать» студентов, о «популярности изложения» – т.е. предлагать советы, которые можно найти в любом руководстве по риторике или ораторскому мастерству. Есть приемы, которые очень трудно объяснить, их стоит наблюдать у хороших мастеров (мне – довелось). Думаю, что Вам нужен праздник. Он возникнет из Вашего отношения к студентам – искренней и смело демонстрируемой любви к ним (внимания можно добиться и, pardon, у коров, если полюбить их), Вашего обаяния, искусного владения ритмом, ярких примеров и неожиданных сравнений. Попробуйте изменить стиль общения со студентами. Только не вдруг, а то они подумают, что у Вас на почве математики… Предложите активный диалог. Присмотритесь к ним, среди них наверняка есть те, кому предмет очень интересен, но под влиянием «толпы» они скрывают этот интерес. Это те, на кого можно опереться, с кем можно «вступить в спор», «поиграть», «задать самые неожиданные вопросы». Конечно, многое зависит не от их, а от Вашего желания. К сожалению, мои советы не могут быть более конкретными, ведь необходимо увидеть Вас и понять, чего не хватает, а то получается, что я рекомендую, «во что одеться клиенту на вечеринку», ни разу его не увидев. Так что Вы в каком-то отношении правы, говоря о «риторичности вопроса».
А термины необходимы, как же без них в профессиональном общении, только задайте, пожалуйста, студентам тест – попросите написать пять ключевых терминов и объяснить их – если расстроитесь от результатов, то пеняйте на себя – значит плохо «переводили». Любопытно, а не смогли бы Вы растолковать законы Высшей математики на примере человеческих взаимоотношений?
Почему-то вспомнилась школа. Я ненавидел математику именно потому, что не понимал ее. Переписывал какие-то формулы с доски и ждал звонка. В седьмом классе попал в санаторий на три весенних месяца. Учитель, из репрессированных латышей, не признавал никаких оценок в журнале. Атмосфера его уроков поразила меня. Новые одноклассники на равных (!!!) спорили с ним, а он только улыбался. Мне хватило месяца, чтобы догнать ребят и еще двух месяцев, чтобы начать понимать что-то на хорошем уровне. Я получил пять баллов в четверти, как понимаю не за знания. Это была моя последняя пятерка в области точных наук. Ведь меня вернули в родную школу.
Объясняя же «на пальцах», нельзя «скатиться ниже табуретки». Ведь Пушкин именно на пальцах все нам объяснил. Другое дело, что есть «просто», а есть «примитивно». Но, судя по Вашему письму, на второе Вы просто не способны. Успехов Вам. А студентов подпишите на «Школу Красноречия» – за зачет:).
Техника красноречия
Сегодня второй урок.
Разогрев мышцы дыхательного аппарата, можно переходить к работе над голосом. Очень важно добиться свободного, естественного звучания, найти середину своего голоса. Малейшее напряжение искажает звучание, поэтому не форсируйте свою работу в упражнениях. Будьте ленивы!
Упражнение: «Стон»
Вообразите, что Вы пришли домой уставшие, после работы. Чуть побаливает горло. Тело мягкое, спину держите прямо, голову не запрокидывайте. Возникла потребность «постонать» (не «помычать»!) и Вы стонете. Легко, будто зовете кого-то. Не надо кряхтеть! Звук свободно проходит горло (там «водосточная труба»), поднимается вверх, летит в макушку и пробивает лоб, нос, зубы. Щекотно губам. Волна звука свободно улетает от Вас. Стон – свободный, тянущийся, монотонный.
Подключайте к согласному «М» гласные звуки «А, О, У, Э, И, Ы». МамммМомммМэмммм….. Произносите гласные мягко, без толчков, слегка приоткрывая рот и сейчас же закрывая для продолжения стона… |