2 выпуск (07.05.2010)

Здравствуйте!

Сегодня в выпуске:

  1. О речи: Никогда, слышишь, никогда не говори о …
  2. Вы спрашиваете – мы отвечаем: И не смей на меня молчать!
  3. «Был тут случай»: Небесная канцелярия

О речи: Никогда, слышишь, никогда не говори о…

«Никогда, слышишь, никогда не говори о том, чего не знаешь! – предупреждал ритор Исократ своего ученика. Простой совет, но именно его часто нарушают начинающие и опытные ораторы.

Когда ты не уверен в материале, обязательно будешь скованным, начнёшь говорить с ошибками, мысли станут путаться, щеки краснеть, а ладони потеть. Ох, как неприятно оказаться в таком положении!

Но что делать, если выступать необходимо, а хороших, основательных знаний по теме не хватает? Что делать, если ты не чувствуешь себя в материале, как рыба в воде?

  1. Создать логический скелет выступления: последовательно записать пять-шесть идей и связок между ними (в этом случае…, вот почему мы считаем…, из чего следует… и т.п.) и выучить это наизусть. Не весь текст, а логический порядок развёртывания темы и не просто выучить, а уяснить для себя, почему должно быть именно так.
  2. Приведите в порядок свое тело, оно должно быть свободным, без зажимов. Вот отличное упражнение: поднимите руки и потянитесь к потолку. Когда вытянитесь в струну – напрягите все мышцы насколько это возможно. А через три-четыре секунды расслабьтесь, бросив руки вниз и согнувшись в пояснице. Потрясите кистями рук. Повторите упражнение два-три раза. В результате смены напряжения расслаблением вы почувствуете себя, как кошка перед прыжком. Это отличное состояние для выступления.
  3. Вам нужна предельная собранность внимания. Не спешите и не суетитесь. Не надо догонять уезжающий поезд и судорожно повторять слова выступления за минуту до его начала. Лучше поболтать с кем-то из слушателей, благодаря этому нехитрому приему вы резко понизите градус волнения перед аудиторией: с уже знакомыми людьми легче начать публичный разговор.
  4. Вы можете использовать карточки с подсказками (1 карточка – 1 идея выступления), но работа с ними требует специальной тренировки.
  5. Выходя к людям, скажите себе мысленно: «Сегодня я сделаю все, что смогу, а чего не могу – делать не буду». И действуйте!

Эти советы помогут вам выступать увереннее, но помните, что всё-таки лучше НИКОГДА НЕ РАССУЖДАТЬ ПУБЛИЧНО О ТОМ, В ЧЕМ НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ ЭКСПЕРТОМ!

Вы спрашиваете – мы отвечаем: И не смей на меня молчать!

В прошлом выпуске вы говорили о том, что делать, если деловой партнёр всё время перебивает. Моя ситуация прямо противоположная: мой партнёр всё время выжидающе молчит. Иногда даже вопросом не удаётся спровоцировать его на высказывание.

И получается глупая ситуация - я задаю вопрос, получаю в ответ молчание и сама начинаю на свой вопрос же отвечать.

Дарья, читательница рассылки

Отвечает Игорь Родченко:

Знаменитая уловка. Её обожал Иосиф Виссарионович. Вас действительно вынуждают говорить. Что теряете Вы?

  • Уверенность в себе.
  • Контроль над разговором. Без точной обратной связи его сложно осуществлять.
  • Информацию, которую при ином раскладе вы сообщать не стали бы.

Как быть? Первое правило тех, кто подвергается воздействию уловок – осознать, что сейчас ваш собеседник применяет манипуляцию с целью добиться от вас выгодного ему результата.

В моей практике был похожий случай. Пришлось работать с менеджером, который не лучшим образом выполнял свои задачи. Когда начиналось обсуждение его действий, он просто замолкал, согласно кивая в такт любой сказанной фразе. Меня даже радовало, как спокойно он воспринимает критику. В результате я досконально разбирал ситуацию, сам делал выводы и набрасывал план дальнейших действий. Что в итоге? А в итоге получалось, что я брал на себя часть его ответственности, так как именно по моим рекомендациям менеджер поступал и в случае чего – мне же на меня ссылался.

При помощи уловки вынуждающего меня говорить молчания, он избегал возможности проявить инициативу, предложить свои идеи. Гораздо удобнее дать начальнику все решить самому.

С тех пор, в подобных случаях я предпочитаю открыто говорить о том, что заинтересован в диалоге, и что мне важно слушать не только себя. Попробуйте применить этот нехитрый способ. Главное в этой ситуации – быть последовательным и не терять контроль над собственным поведением. Есть парочка приёмов, которые помогут Вам на первых порах.

  1. Возьмите блокнот с авторучкой и фиксируйте ход разговора. Так вы усилите контроль над ситуацией и паузу, в случае противостояния (кому заговорить первым), держать будет легче.
  2. Старайтесь занять такое место в пространстве, которое будет придавать вам уверенности, и где вы будете чувствовать себя более комфортно.

Удачи.

«Был тут случай…»: Небесная канцелярия

Входящий звонок в офисе:

- Добрый день! Меня зовут Пётр. Я из «Небесной канцелярии».

- Эээ…

- Наша компания занимается поставкой канцелярских принадлежностей в офис.

- Уф… А я уж было подумала…

Ольга Манина, курс «Риторика. Основы эффективной речи»

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG