|
2 выпуск (07.05.2010)
Здравствуйте!
Сегодня в выпуске:
- О речи: Никогда, слышишь, никогда не говори о …
- Вы спрашиваете – мы отвечаем: И не смей на меня молчать!
- «Был тут случай»: Небесная канцелярия
О речи: Никогда, слышишь, никогда не говори о…
«Никогда, слышишь, никогда не говори о том, чего не знаешь! – предупреждал ритор Исократ своего ученика. Простой совет, но именно его часто нарушают начинающие и опытные ораторы.
Когда ты не уверен в материале, обязательно будешь скованным, начнёшь говорить с ошибками, мысли станут путаться, щеки краснеть, а ладони потеть. Ох, как неприятно оказаться в таком положении!
Но что делать, если выступать необходимо, а хороших, основательных знаний по теме не хватает? Что делать, если ты не чувствуешь себя в материале, как рыба в воде?
- Создать логический скелет выступления: последовательно записать пять-шесть идей и связок между ними (в этом случае…, вот почему мы считаем…, из чего следует… и т.п.) и выучить это наизусть. Не весь текст, а логический порядок развёртывания темы и не просто выучить, а уяснить для себя, почему должно быть именно так.
- Приведите в порядок свое тело, оно должно быть свободным, без зажимов. Вот отличное упражнение: поднимите руки и потянитесь к потолку. Когда вытянитесь в струну – напрягите все мышцы насколько это возможно. А через три-четыре секунды расслабьтесь, бросив руки вниз и согнувшись в пояснице. Потрясите кистями рук. Повторите упражнение два-три раза. В результате смены напряжения расслаблением вы почувствуете себя, как кошка перед прыжком. Это отличное состояние для выступления.
- Вам нужна предельная собранность внимания. Не спешите и не суетитесь. Не надо догонять уезжающий поезд и судорожно повторять слова выступления за минуту до его начала. Лучше поболтать с кем-то из слушателей, благодаря этому нехитрому приему вы резко понизите градус волнения перед аудиторией: с уже знакомыми людьми легче начать публичный разговор.
- Вы можете использовать карточки с подсказками (1 карточка – 1 идея выступления), но работа с ними требует специальной тренировки.
- Выходя к людям, скажите себе мысленно: «Сегодня я сделаю все, что смогу, а чего не могу – делать не буду». И действуйте!
Эти советы помогут вам выступать увереннее, но помните, что всё-таки лучше НИКОГДА НЕ РАССУЖДАТЬ ПУБЛИЧНО О ТОМ, В ЧЕМ НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ ЭКСПЕРТОМ!
Вы спрашиваете – мы отвечаем: И не смей на меня молчать!
В прошлом выпуске вы говорили о том, что делать, если деловой партнёр всё время перебивает. Моя ситуация прямо противоположная: мой партнёр всё время выжидающе молчит. Иногда даже вопросом не удаётся спровоцировать его на высказывание.
И получается глупая ситуация - я задаю вопрос, получаю в ответ молчание и сама начинаю на свой вопрос же отвечать.
Дарья, читательница рассылки
Отвечает Игорь Родченко:
Знаменитая уловка. Её обожал Иосиф Виссарионович. Вас действительно вынуждают говорить. Что теряете Вы?
- Уверенность в себе.
- Контроль над разговором. Без точной обратной связи его сложно осуществлять.
- Информацию, которую при ином раскладе вы сообщать не стали бы.
Как быть? Первое правило тех, кто подвергается воздействию уловок – осознать, что сейчас ваш собеседник применяет манипуляцию с целью добиться от вас выгодного ему результата.
В моей практике был похожий случай. Пришлось работать с менеджером, который не лучшим образом выполнял свои задачи. Когда начиналось обсуждение его действий, он просто замолкал, согласно кивая в такт любой сказанной фразе. Меня даже радовало, как спокойно он воспринимает критику. В результате я досконально разбирал ситуацию, сам делал выводы и набрасывал план дальнейших действий. Что в итоге? А в итоге получалось, что я брал на себя часть его ответственности, так как именно по моим рекомендациям менеджер поступал и в случае чего – мне же на меня ссылался.
При помощи уловки вынуждающего меня говорить молчания, он избегал возможности проявить инициативу, предложить свои идеи. Гораздо удобнее дать начальнику все решить самому.
С тех пор, в подобных случаях я предпочитаю открыто говорить о том, что заинтересован в диалоге, и что мне важно слушать не только себя. Попробуйте применить этот нехитрый способ. Главное в этой ситуации – быть последовательным и не терять контроль над собственным поведением. Есть парочка приёмов, которые помогут Вам на первых порах.
- Возьмите блокнот с авторучкой и фиксируйте ход разговора. Так вы усилите контроль над ситуацией и паузу, в случае противостояния (кому заговорить первым), держать будет легче.
- Старайтесь занять такое место в пространстве, которое будет придавать вам уверенности, и где вы будете чувствовать себя более комфортно.
Удачи.
«Был тут случай…»: Небесная канцелярия
Входящий звонок в офисе:
- Добрый день! Меня зовут Пётр. Я из «Небесной канцелярии».
- Эээ…
- Наша компания занимается поставкой канцелярских принадлежностей в офис.
- Уф… А я уж было подумала…
Ольга Манина, курс «Риторика. Основы эффективной речи» |