1 выпуск (21.04.2010)

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Предлагаем вашему вниманию нашу новую рассылку «Риторика. Основы эффективной речи». Она соединит в себе информационные блоки и ответы на вопросы читателей, а рассказанные нашими клиентами и подписчиками смешные случаи в ситуациях общения наполнят рубрику «Был тут случай…». 

Читайте в сегодняшнем выпуске:

  • Публичное выступление: не будь заложником обстоятельств.
  • Вы спрашиваете – мы отвечаем: Что делать, если вас перебивают?
  • Премьера! «Был тут случай...»: Кавголово.

Публичное выступление: не будь заложником обстоятельств

Была я как-то раз на мероприятии, посвящённом бизнес-процессам в компании. Вместо вступления ведущий семинара воскликнул: «Я забыл «флэшку» с презентацией!» После улыбнулся аудитории и сказал: «Не волнуйтесь. На случай, если я забуду «флэшку», у меня всегда есть CD, а если я забуду или сломаю CD, у меня есть ещё одна копия с презентацией». По его словам выполнение этого бизнес-процесса страхует от провала мероприятия.

С тех пор перед ответственными выступлениями, где моя речь должна сопровождаться презентацией, я записываю презентацию на флэш-карту, беру на всякий случай её же на CD и уже совсем на случай форс-мажора высылаю себе и организаторам на почту. Об организаторах стоит сказать, что они всегда заранее извещаются о необходимом оборудовании.

Последний мой мастер-класс на одной из конференций показал, что даже подготовка по такой схеме не гарантирует того, что всё пройдёт гладко: заказанного нами оборудования для презентации – проектора и экрана – не было. Какая может быть страховка здесь? Носить с собой ещё и проектор с экраном – безумие. Тем более если расширять зону риска – ведь и электричество могут отключить, и устанавливать это оборудование будет негде. Всего не предусмотришь. Именно поэтому нельзя позволять себе быть заложником обстоятельств.

Получается, есть только один гарант успеха мероприятия – это хорошо подготовленное выступление. Ведь презентация – лишь визуальное сопровождение, а действовать будет речь. Если в сознании есть чёткая структура речи и полное понимание того, о чём предстоит говорить и кому – отсутствие презентации (пусть даже неожиданное) не испортит выступления. Так что выясняйте состав аудитории, чётко формулируйте тезис, ставьте цель в речи, которая обязательно должна затрагивать слушателей, действуйте словом.

В моём мастер-классе красочные слайды несостоявшейся презентации были заменены рисунками на флип-чате. Кстати, изображать нужные схемы в режиме он-лайн довольно выгодно. Это добавляет серьёзности самому оратору, ведь одно дело – выйти с заготовкой и её комментировать, а другое – свободно ориентироваться в материале и иллюстрировать сходу нужные примеры. К тому же отсутствие привязки к слайдам, выстроенным в определённом порядке, даёт возможность корректировать речь по ходу выступления, более чётко отвечая запросам аудитории.

Не быть заложником обстоятельств – значит быть хозяином ситуации.

Лидия Соболева, исполнительный директор компании IGRO

Вы спрашиваете – мы отвечаем

«Мой деловой партнёр постоянно меня перебивает. Обычно я замолкаю, когда это происходит, но если я продолжаю говорить – он продолжает говорить тоже, и при этом еще и повышает голос. Как быть?»

Надежда Петрова, читательница рассылки.

Отвечают тренеры IGRO.

Если отбросить вариант с намёками на правила хорошего тона, остаются такие варианты поведения:

  1. Если инициатор встречи – вы, то в самом её начале определите формат разговора: «Предлагаю построить наше общение следующим образом: я выскажу свои соображения по поводу …, а после Вы их прокомментируете». Каждый раз, когда собеседник будет вас перебивать, возвращайте его к регламенту: «Давайте поступим, как мы договорились, я завершу мысль, и у Вас будет возможность сказать своё слово».
  2. Если нет возможности установить свои правила или собеседник их игнорирует – используйте технику переключения внимания. Она проста: замолчите, когда он вас перебил. Дождитесь, когда он возьмёт паузу для вдоха и задайте уточняющий вопрос, зацепившись за любое сказанное им слово. Именно вопрос, потому что игнорировать вопросы сложно. Например, он говорит: «Мы давно не работаем с этим партнёром», вы – «Как давно?». Он начнёт отвечать, и опять вы управляете ситуацией общения. В ходе его ответа спросите ещё о чём-нибудь, похвалите его мнение: «Отличная идея!», «Здорово звучит!» Он немного размякнет. В этот момент вы одной фразой резюмируете сказанное им и приводите разговор к нужным вам рассуждениям: «Мои идеи во многом созвучны вашим, и вот на что я хочу обратить особое внимание. Во-первых, …» Все дальнейшее зависит только от вас. Надо говорить четко, уверенно и по существу.
  3. Есть такой тип людей, которым крайне важно быть впереди планеты всей со своим мнением. Психологи называют такой тип личности гипертимным. Преодолеть речевую активность таких собеседников можно, отметив, что вы, безусловно, оценили, что они так хорошо подкованы в обсуждаемой теме и не сомневаетесь в их профессионализме. Это на какое-то время нейтрализует активность партнёра, а у вас будет время высказать свою мысль.

Премьера! «Был тут случай…»

«Кавголово»

Как-то раз мы поехали отдохнуть в Кавголово. Не переношу это название из-за того, что выговорить этот набор букв в нужной последовательности, ничего не пропустив и не добавив лишнего, крайне сложно. Всё время получается какое-то «Кавголо-во-ло-во».

В машине ехали питерские ребята и гость из другого города, из-за вопросов которого о пункте назначения завязался диалог:

– А куда мы едем?

– В Кавголово.

– Куда-куда?

– В Кавголово!

– Не понял, что за место?

Тут к разговору, не вынеся уже этих повторений, подключился товарищ, который в принципе немногословен из-за проблем с дикцией, и подробно проговорил название:

– Ну, что тут непонятного-то??? Кау-го-уо-во!

Машина тряслась от смеха.

Елена, слушатель курса «Риторика. Основы эффективной речи»

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG