|
1 выпуск (20.01.2009)
Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Перед Вами первый выпуск Живого журнала риторики.
Эта рассылка поможет вам стать эффективными в речевой коммуникации. Она познакомит вас с теорией и практикой красноречия, историями из жизни великих ораторов, лучшей литературой по риторике.
Авторы рассылки – тренеры, специалисты компании IGRO – Центр современных речевых технологий.
В сегодняшнем выпуске:
- Теория риторики: Работа с вопросами из зала в критических для оратора ситуациях. Карстен Бредемайер. Отрывок из книги «Правила риторики».
- Личный опыт: Перестать думать об оценке!
- Колонка Игоря Родченко: Публичное выступление: импровизация или подготовка?
- Из истории красноречия: Демосфен и Филипп Македонский: слово против оружия.
- Что почитать?
1. Теория риторики. Работа с вопросами из зала в критических для оратора ситуациях
Даже для опытного и успешного оратора вопросы из аудитории станут испытанием, хотя бы в силу своей непредсказуемости. Для того, кто получает стресс просто от ситуации публичности, они порой превращаются в настоящую пытку.
Карстен Бреденмайер – известный немецкий специалист в области консалтинга, ведущий тренер по коммуникативной технике, дал практические советы тем ораторам, кому приходилось, приходится или ещё придётся оказаться в сложной ситуации, когда необходимо отвечать на не всегда доброжелательные вопросы слушателей.
Рекомендации из книги «Правила риторики. Как не теряться во время выступления и быть убедительным»:
- Приписывайте критическим замечаниям и полемическим высказываниям теоретический характер.
- Переадресовывайте выпады куда-нибудь за пределы круга участников обсуждения.
- Интерпретируйте вопросы и критические реплики по-своему.
- Последовательно подменяйте некорректные замечания критически настроенного оппонента своими вопросами.
- Развивайте вопросы и замечания оппонента в нужном вам направлении.
- Отвергайте замечания, возражения, реплики, указывая на несоответствие обсуждаемой теме.
- Заставляйте оппонентов сужать смысл неконкретных замечаний и вопросов, настаивая на определении понятий и терминов.
- Давайте оценку вопросам и полемическим репликам оппонентов.
- Настаивайте на конкретизации – в интересах остальных участников обсуждения – утверждений и возражений общего характера, причем не задавайте встречного вопроса, а используйте повелительное наклонение.
- Возражая оппоненту, указывайте ему на некорректность полемических приемов и нечестность намерений.
- Классифицируйте возражения и критические замечания с точки зрения имеющегося контекста.
- Пресекайте, отводите, интерпретируйте в контексте полемические дополнения.
- Расхваливайте компетентность оппонента, поставившего некорректный вопрос.
2. Личный опыт. Перестать думать об оценке!
Екатерина, Санкт-Петербург
Ежемесячно выступаю с отчетом о работе отдела перед руководством. А руководство у нас в компании грозное. К тому же, мне всегда было сложно говорить перед публикой, которая много опытнее и старше меня. Из-за этого получались накладки в выступлении: несмотря на то, что отчет всегда находится передо мной, я начинала пропускать некоторые пункты, считая их незначительными, волновалась, говорила тихо и неуверенно. И думала только о том, что же руководство скажет обо мне и моей работе, как её оценит. В результате получалась следующая ситуация: дело вроде бы сделано, а сказано о нём совсем мало и неуверенно. И потому создавалось впечатление моей некомпетентности и недостаточной работы отдела.
В поисках рекомендаций по уверенности в выступлении наткнулась на совет: Не думайте о том, как вас оценивают. Он тут же вызвал отторжение: как можно не думать об оценке, когда месячный отчёт именно для неё и нужен? Но я продолжила чтение и узнала, что имелась в виду оценка меня как оратора, а не оценка моей работы. И ведь именно мысли о том, как я выгляжу в презентации отчёта, мешали мне рассказать о главном – как отдел работал в течение месяца.
На одном из последних совещаний я использовала этот совет. Во-первых, я поставила перед собой другую цель, другой ориентир: не произвести впечатление на руководство, а просто хорошо и грамотно изложить свой отчет. Во-вторых, первый раз за все время я задумалась не о людях, перед которыми я сейчас буду выступать, а о предмете моего выступления – о самой работе! О том, что было сделано, о том, каких результатов добились я и мои сотрудники.
И всё получилось! Я была уверена в себе и в том, что говорю. По словам моих коллег, отчет прозвучал отлично, а руководство отметило мой отдел как один из самых результативных в этом месяце.
3. Колонка Игоря Родченко. Публичное выступление: импровизация или подготовка?
Когда мы импровизируем, то можем забыть важную мысль или запутаться в изложении – слишком многое зависит от нашего настроения и настроения аудитории. Легко импровизировать на хорошем дыхании зала, а оно возникает, если тебя очень внимательно слушают. Когда мы учим текст наизусть, то начинаем говорить языком письменной речи. Ведь речь мы сначала написали, а потом выучили. Слова становятся, как вата. Уметь мгновенно трансформировать письменный текст в устную речь – целое искусство, которым специально овладевают наши дикторы и ведущие программ.
Лучший способ подготовки – это качественная проработка логики текста и фиксация ключевых идей. Логику необходимо прочувствовать. Затем несколько раз речь надо проговорить про себя, находя новые варианты фраз и смысловых связок. И потом, когда она «ляжет на язык», речь можно также несколько раз произнести вслух, обращая её к воображаемым слушателям. Только не надо играть в оратора. Таким образом, мы создадим безупречный скелет текста, а мясо будем наращивать в импровизации. И еще совет: всегда имейте в запасе мыслей и слов вдвое больше, чем необходимо для вашего выступления по регламенту.
4. Из истории красноречия. Демосфен и Филипп Македонский: слово против оружия
Вождем всех врагов Филиппа Македонского в Афинах был Демосфен. Он понимал, что с правлением македонцев хоть и наступит мирная и спокойная жизнь, но со свободой и независимостью афинян будет покончено. Демосфен звал их в последнюю битву.
Своими речами он совершил почти невозможное: убедил афинский народ отдать государственную казну на военные расходы и собрал греческие города в отчаянный союз против Филиппа Македонского.
Была война, была битва при Херонее и жестокое поражение афинян. Филипп Македонский праздновал победу над своими врагами, радовался своей силе и смеялся над их слабостью, прохаживаясь по полю брани. Но на утро, очнувшись от пира и опьянения выигранной битвой, Филипп содрогнулся от мысли, что есть Демосфен – человек, который одной лишь речью может сделать то, что он, Филипп, может сделать лишь многими годами войн.
Что почитать?
- Карстен Бредемайер. Правила риторики. Как не теряться во время выступления и быть убедительным.— М.: Альпина Бизнес Букс: 2008
- Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.— М.: Лабиринт-Пресс, 2000
- Крис Стюард, Майкл Уилкинсон. Ораторское искусство (притворись его знатоком)
- Савкова З.В. Искусство оратора. — СПб.: Общество «Знание», 2003
Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остается в памяти слушающих к чести и славе тех, кто эти дела совершил.
Платон |