79 выпуск (06.08.2009)


Здравствуйте!

Алексей Власов спрашивает:

Мне на работе часто приходится выступать перед незнакомой аудиторией с презентацией наших услуг. Как правило, в конце выступления я говорю, что моя презентация на этом закончена и предлагаю задавать вопросы. Это самый неприятный момент, потому что все молчат, редко кто-то спрашивает и я стою и жду неизвестно чего. Мне кажется, что все впечатление от этого портится и мне не приятно, что вопросов нет, потому что это, как я слышал, говорит о том, что презентация не понравилась. Есть ли какие-нибудь приемы эффектно заканчивать презентацию и как нужно себя вести, когда тебе не задают вопросов?

Отвечает Игорь Родченко – бизнес-тренер, специалист по риторике и речевой коммуникации.

У каждой части презентации есть своя задача. В начале Вы захватываете внимание слушателей, в середине удерживаете его, а в финале направляете их внимание к цели презентации. Она проста. Когда выступление закончится, что они должны сделать? Прибрести ваши услуги? Тогда закончите речь призывом сделать это и дайте конкретную информацию о последующих шагах. После чего спокойно поблагодарите аудиторию за внимание и произнесите фразу: «Готов ответить на ваши вопросы». Именно так, а не «Есть ли у вас вопросы?» или «Задавайте свои вопросы!». Не нужно ни выпрашивать, ни настаивать. Обязательно выдержите паузу, потому что не каждый способен сразу сформулировать вопрос, да и психологически сложно задать его первым. Будьте доброжелательны и своим предельным вниманием к слушателям (это можно подчеркнуть взглядом, наклоном корпуса тела или вытянутой рукой), побуждайте их к диалогу. Если вопросов не последует, не стоит нервничать, суетиться и говорить что-то вроде: «Жаль, ну, если вопросов нет, то я пошел». Их может не быть только потому, что презентация уже ответила на них. Закончите общение с аудиторией, поблагодарив её еще раз за внимание или пожелав успехов, хорошего настроения и спокойно уйдите со сцены. Если позволяет регламент презентации, скажите, что можете ответить на частные вопросы в перерыве. Например: «Спасибо вам! Если у кого-нибудь есть вопрос, не требующий общего внимания, то я буду готов ответить на него в частном порядке. Подходите и спрашивайте! Всего Вам доброго!»

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG