|
71 выпуск (19.12.2008)
Здравствуйте!
Вопрос Игорю Родченко от Вахтанга:
Добравшись до компьютера, я сразу стал просматривать выступления известных актеров. Мне было любопытно посмотреть, как они стоят, жестикулируют. Наткнулся на выступления Е.Миронова на творческом вечере. Обратил внимание на начало его выступления... Руки за спиной, потом в карман, затем он их стал потирать… Заметно, что человек явно неуютно себя чувствует. Это удивило... Затем стал смотреть продолжение и обнаружил палочку-выручалочку! Простой блокнотик, а как наладилась жестикуляция и руки всегда при деле. Так вот хотел узнать Ваше мнение, допустимо ли мне будет использовать данный прием при выступлениях? Или все же может выработаться «зависимость» и в дальнейшем сложнее будет перестроиться? Да и вообще, каково это с профессиональной точки зрения?
Отвечает Игорь Родченко – бизнес-тренер, специалист по риторике и речевой коммуникации.
Мне очень нравиться актёр Евгений Миронов, спасибо за ссылку на ролик с его выступлением. Я думаю, что он действительно волновался в начале выступления, что свойственно всякому нормальному человеку, и несколько суетливые движения рук подчеркивали это состояние. Однако стал ли актёр Миронов в наших глазах от этого хуже, слабее в мастерстве? Конечно, нет. В этой ситуации волнение лишь подчеркивало его эмоциональное отношение к людям, к себе и профессии. Это краска характера, ведь Миронов часто говорит, чуть заикаясь, руками размахивает. Мы любим его за эту непосредственность и актёрскую страстность. В формате живого разговора с залом смотрелся и блокнотик, и руки за спиной и в карманах. Предполагаю, что на официальном вручении наград он вел бы себя иначе, собраннее, строже. Наше жестовое поведение во многом определяется целью и форматом мероприятия. Представьте себе, если бы Евгений на этой встрече выдвинул одну ногу вперёд, выбросил правую руку вверх и в классической позе оратора стал бы рассказывать о своем детстве. Комедия бы получилась.
Вам надо перестать фокусировать свое внимание на том, что делают руки и ноги в момент выступления. Сосредоточьтесь на работе с аудиторией. Когда Вы научитесь не выступать, а разговаривать с залом, тело успокоится. Пока Вы воспринимаете выступление как нечто особенное, требующее от Вас актёрского мастерства, Вы будете стараться соответствовать некоему образцу, а не быть самим собой. Ваши руки и ноги протестуют!
Блокнотик может помочь, но он же станет работать против Вас, отвлекая аудиторию от сути происходящего. Кроме того, если человек волнуется, то его дрожь станет заметнее из-за предметов в руках. Чтобы руки были «при деле», надо не занимать их посторонними предметами, а сделать соучастниками выступления. Для этого всегда знайте, что хотите сказать; говорите это с волевым посылом к аудитории; старайтесь, что бы в теле не было лишнего напряжения. Настоящая мысль, сформулированная в словах, освобождает руки и ноги от лишней суеты.
P.S. Ничего не имею против специальных занятий по пластике. Почему бы не поработать над этим? У нас в компании с нового года будет вести индивидуальные и групповые занятия известный театральный педагог и знаменитый актёр Андрей Толшин. Он отличный специалист по пластике, самопрезентации и импровизации. |