Здравствуйте!
Ситуация от Дмитрия: У меня проблемы с голосом: когда я говорю не очень громко, голос звучит нормально, а когда начинаю говорить громче начинаю хрипеть, голос звучит глухо, сипло и с искажениями.
Вопрос от Елены: Проблема в том, что у меня довольно слабый голос. А в моменты, когда нужно что-то сказать и я нервничаю - вообще речь получается дрожащей, слабой, невнятной. Как я могу исправить эту проблему?
Отвечает Марина Коленова – тренер, специалист по технике речи, преподаватель словесного действия на кафедре сценической речи и риторики СПбГУКИ.
Заочно, не слыша Вашего голоса, довольно сложно точно определить причины проблем. Осанка, дыхание, ясность мышления – все эти факторы влияют на качество звучания. Думаю, что проблема Дмитрия в излишней напряжённости мышц, неумении говорить на «мягкой атаке», а Елене необходимо поработать с дыханием и овладеть действенным словом. Эти задачи решаемы под присмотром специалиста. Для самостоятельной работы посоветую несколько простых упражнений.
Упражнения на развитие верного диафрагмально-реберного дыхания. Попробуйте вдохнуть так, чтобы задействовать те резервы, что находятся в нижней части легких. Вдохните глубоко, так, чтобы растянуть бока. Положите ладони на нижние ребра (они должны раздвинуть Ваши ладони при вдохе). Стенка живота тоже уходит вперед. Плечи на месте, не надо их поднимать. В районе солнечного сплетения у Вас находится мышца – диафрагма (она разделяет грудную и брюшную полости), вот ее работа очень важна для нашего дыхания. Вы делаете вдох – диафрагма опускается, выдох – она, как купол цирка Шапито, поднимается вверх. Диафрагма, как хороший истопник, подает энергию для нашего голоса.
А сейчас сделайте несколько глубоких вдохов, но не механически, а представив свой любимый запах и вдыхая его «полной грудью».
Теперь соедините выдох со звуком «С» или «З» или «Ж». Пусть полетает комар, прожужжит жук или пошипит змея. Вы почувствуете легкое напряжение в районе солнечного сплетения. Не форсируйте звук. Мышцы шеи должны быть предельно свободны. Изображайте звуки природы, воспроизводите их. Достаточно.
Воспитание верного дыхания возможно только в органическом единстве со звучанием. Нам необходимо довести до совершенства согласованную работу трех систем речеобразования: энергетическую (дыхательные мышцы), генераторную (гортань со связками) и резонаторную (усиливающую звучание голоса).
Разогрев мышцы дыхательного аппарата, можно переходить к работе над голосом. Очень важно добиться свободного, естественного звучания, найти середину своего голоса. Малейшее напряжение искажает звучание, поэтому не форсируйте свою работу в упражнениях.
Упражнение: «Стон»
Вообразите, что Вы пришли домой уставшие, после работы. Чуть побаливает горло. Тело мягкое, спину держите прямо, голову не запрокидывайте. Возникла потребность «постонать» (не «помычать»!) и Вы стонете. Легко, будто зовете кого-то. Не надо кряхтеть! Звук свободно проходит горло (там «водосточная труба»), поднимается вверх, летит в макушку и пробивает лоб, нос, зубы. Щекотно губам. Волна звука свободно улетает от Вас. Стон – свободный, тянущийся, монотонный.
Подключайте к согласному «М» гласные звуки «А, О, У, Э, И, Ы».
МамммМомммМэмммм….. Произносите гласные мягко, без толчков, слегка приоткрывая рот и сейчас же закрывая для продолжения стона…
Теперь «вплетите «стон» в мини-тексты. «Маммм, мммёду наммммм». Только действуйте. Вы не должны «мычать». Расслабленно прошу, умоляю. Без напора, без «форсажа». Помните глину в тазу «Ммммнали, ммммныли, ммммнули…», полетайте на самолетике «Мммммммм..Ннннннннн». Самолетик – Ваша ладонь. Все внимание к ней и включить воображение. Вы должны «лететь». Выше, ниже. Плавно и легко. Звук резонирует в «маску» (верхняя часть лица). И летит к объекту (кого я прошу, умоляю?).
Должна напомнить, что верное звучание (мягкая атака), зависит от ясности Вашего мышления (точность задач, воображение), мышечной свободы, осанки и дыхания.
Еще несколько упражнений, которые мы называем «Звукоподражателем» : «Просверлить стену» звуком «З»: ЗЗЗЗЗЗЗ… (сверло идет мягко сквозь слой штукатурки, потом – усиление звука, т.к. пошел «кирпичный слой» и толчками в «бетоне»). Следите за тем, чтобы никакого напряжения в горле не было. Вы должны чувствовать лишь небольшое напряжение в районе диафрагмы.
«Косить траву»: ССССССС….. ССССССС…..
«Пилить»: СССССС….. ЗЗЗЗЗЗЗ….. А еще – чистить обувь, стругать, пылесосить и т.п. Фантазируйте
И никакой «механики», бессмысленного звучания. Т.е., любое упражнение подчиняется цели. Если я пилю, то действительно пилю и знаю, зачем я это делаю. Если я нажимаю на электрический звонок, то не для того, чтобы произвести звук «З», а для того, чтобы «разбудить товарища». Вам ведь нужен не просто голос, который звучит, а «умный» голос, которым можно управлять в этой жизни. И не напрягайтесь, не форсируйте работу. Поработали пять-семь минут – хватит. Лучше – чаще, да понемногу. Пока не почувствуете звон в теле.
Конечно, все упражнения могут быть эффективнее, если Вы будите выполнять их в группе. У Вас появиться возможность услышать других, побороть свое волнение, выступая на публике. Приходите к нам на тренинг-курс «Инструменты общения: голос, жест, мимика». Хорошего голоса!