|
34 выпуск (07.11.2006)
Здравствуйте!
Вопрос от Евгения из Москвы. Я читаю много книг современных западных специалистов по ораторскому искусству (от Д. Карнеги до Р. Хоффа), и меня не покидает ощущение, что все их советы не очень-то применимы к нашей действительности. В чем разница между западной и российской школой ораторского искусства?
Отвечает Игорь Родченко – бизнес-тренер, специалист по речевым коммуникациям.
В американской традиции предлагают ИГРАТЬ в оратора. Важно суметь создать перед аудиторией образ. Чаще всего образ успешного, жизнерадостного человека. В традициях российской школы, важно НЕ ИГРАТЬ. Вся техника, которой овладевают на наших занятиях, нужна, чтобы сохранить естественность в сложных условиях публичного выступления. Вся техника, которую изучают на курсах ораторского мастерства где-нибудь в Бостоне, нужна, чтобы стать в момент выступления иным. В качестве банального примера – способ подготовки к выступлению. Для нас невозможна репетиция перед зеркалом, а для них – это отличный способ тренировки. Понятно, что если надо отточить поставленные позы и жесты, то зеркало поможет, а если важно сохранить «думающее» естественное тело, то зеркало погубит. Все дело в подходах. Впрочем, мое объяснение многое упрощает. В США есть поклонники «нашей» системы, а уж у нас последователей «их» метода просто не счесть. Европейская школа очень неоднородна. Мы хоть и называем её западной, но, например, немцы очень близки нам, а англичане непохожи ни на кого…. |