Родченко И.Г. Комментарии к статье Вероники Павловой «Всё к одному»

Всё к одному
 
Executive MBA давно перестало быть диковинкой, привыкли уже и к обучению высокопоставленных чиновников и бизнесменов языкам в формате тет-а-тет, но этот рынок все еще находится в состоянии становления.


Директор по развитию и внешним связям ИМИСП Дмитрий Павлов считает, что необходимо различать индивидуальное обучение и то, что называется коучингом. Он определяет коучинг как поддерживающее, развивающее индивидуальное консультационное сопровождение (как правило, первого лица организации), направленное на решение конкретных задач. Коучинг достаточно востребован: у ИМИСП, к примеру, есть несколько постоянно действующих контрактов такого плана, базирующихся на долгосрочных, проверенных доверительных отношениях. Индивидуальное же обучение (в форме тьюторинга. — Прим. BG) не преследует решения конкретных задач. Это освоение какой-то дисциплины, области знаний, программы в индивидуальном порядке. С клиентом согласовываются все аспекты курса: объем, содержание, акценты.

Коучинг и тьюторинг
В "Институте тренинга — АРБ Про" есть и коучинг, и тьюторинг. Руководитель направления HR-консалтинг, тренер-консультант Института Евгений Доценко рассказывает, что практика тьюторства используется с 2005 года в рамках комплексных проектов развития управленцев среднего и высшего звена. Коучинг же — в процессе повышения индивидуальной эффективности, прежде всего — высших управленцев. Кроме того, с 2001 года Институт помогает внедрять технологию и культуру коучинга на всех управленческих уровнях. В последнее время также появилась практика передачи технологии тьюторства специалистам корпоративных университетов крупных компаний.

Доценко подчеркивает, что степень индивидуализации в тьюторстве и коучинге различна. По его словам, тьюторство призвано помочь участникам эффективнее применить на практике приемы и технологии, освоенные в рамках обучения "в классе". Поэтому задача тьютора — обсудить с участником обучения опыт применения этих технологий, проанализировать возникающие сложности. В рамках обучения тьютор работает с примерами из практики участника, это задает высокий уровень индивидуализации, однако результат лежит в рамках, установленных программой. В практике же коучинга в Институте тренинга ориентируются на запрос клиента, а в процессе ведется работа с материалом клиента.

Принцесса и десять мамок
Бизнес-тренер Игорь Родченко, директор компании "IGRO — Центр современных речевых технологий", специалист по риторике и речевой коммуникации, рассказывает, что в его компании индивидуальное обучение является обязательной частью корпоративных проектов. Он констатирует, что один на один можно гораздо эффективнее решить задачи клиента — например, подготовить его к отчетному докладу, к участию в пресс-конференции или исправить недостатки голоса, дикции. Родченко отмечает, что многие руководители, в силу занятости и особого статуса, не готовы работать в общем тренинге, поэтому для них выбор индивидуальных занятий естественен. В таком случае тщательно формулируется цель и задачи обучения заказчика, проводится диагностика его речевых умений, составляется программа. С клиентом работают сразу нескольких тренеров: один может быть специалистом по аргументации, другой занимается вопросами культуры речи, третий разрабатывает стратегии речевого поведения и обучает техникам презентации. "Наш клиент — как принцесса, вокруг которой десять мамок, — говорит он. — При этом мы практикуем и дистанционное консультирование. Заказчик присылает видеоматериалы, а мы даем обратную связь и рекомендации".

От общего к частному
Дмитрий Павлов рассказывает, что при выборе индивидуального обучения клиент может высказать пожелания относительно привязки курса к отраслевой специфике его бизнеса. Скажем, брать примеры для рассмотрения только из промышленности и только из В2В. При этом индивидуальное обучение заказывается достаточно редко (в ИМИСП — 2-3 контракта в год), так как требует значительных затрат со стороны клиента, а преподаватели соглашаются на такое обучение без особого энтузиазма: обучающая модель ИМИСП априори настроена на некую групповую динамику.

Игорь Родченко приводит множество практических примеров. Например, владелец одной из сибирских строительных корпораций пригласил специалистов Центра к себе в гости — ему нужна была поддержка в публичной деятельности. До тренингов он не блистал красноречием, не умел и не хотел выступать перед людьми, и поэтому в управленческих коммуникациях не все было гладко. В этом проекте понадобились навыки коучинга, потому что часть проблем решалась этим методом.

Также специалисты центра работали с одной IT-компанией — готовили руководителей отделов к ежеквартальному отчету. Провели четырехчасовой установочный семинар, а потом "гоняли" сотрудников индивидуально по их презентациям. В итоге, не уходя в сторону от своего материала, участники дали такой результат, которого трудно достичь в обычном тренинге.

Индивидуальным обучением занимаются и в Институте коучинга. Для этой компании обучение коучингу отдельного человека — достаточно новый продукт, возникший как отклик на потребность клиента: запрос пришел непосредственно от генерального директора. Данный проект рассматривался как пилотный. Коуч-консультант Института Сергей Тюленев рассказывает, что клиент обратил внимание на стандартную программу "Коучинг как стиль управления", которая проводится в открытом формате. После переговоров программа была адаптирована под его личный запрос. Специфика обучения заключалась в том, что клиент хотел получить новые инструменты управления компанией и сотрудниками. После обучения и внедрения их в своей управленческой деятельности он планировал провести обучение своих топ-менеджеров в своем корпоративном университете.

Таким образом, рынок индивидуального обучения различным навыкам и инструментам в Петербурге развивается неплохими темпами. Эксперты полагают, что пока у рынка есть пространство для роста. Так, Евгений Теруков, менеджер по развитию бизнеса, директор программ Стокгольмской школы экономики, сообщил, что школа не планирует в ближайшее время развивать в России индивидуальный коучинг, так как этот рынок подразумевает определенный уровень подготовки клиентов. В противном случае, по его словам, топ-менеджеры становятся заложниками коучей и консультантов по индивидуальному развитию, не могут адекватно оценить предлагаемые инструменты и рассматривать альтернативные решения. Господин Теруков подчеркивает, что Стокгольмская школа экономики направляет свои усилия именно на развитие этого уровня компетенций топ-менеджеров. В то же время, по его мнению, рынок индивидуального коучинга и тьюторинга для топ-менеджеров в России существует, но ему еще предстоит выработать свои стандарты и профессиональную среду. На сегодняшний день оценить уровень предлагаемых услуг и их эффективность очень сложно. Роль играет исключительно личность коуча. Часто индивидуальный коучинг отражает специализацию коуча, а не реальные потребности клиента.

Мнение. Обучение под заказ.
Алена Гладкевич, руководитель административного и HR-департамента Colliers International:
"На рынке коммерческой недвижимости ощущается острый дефицит высококвалифицированных специалистов и управленцев, особенно тех, которые способны привлекать проекты. Конечно, таким людям нужен индивидуальный подход, если, например, у них нет какого-то специфического навыка. И у нас были случаи, когда мы организовывали индивидуальное обучение. Наше требование, если это можно так назвать, заключалось в том, чтобы сотрудник проявлял заинтересованность в обучении".

Вероника Павлова
Коммерсанть Санкт-Петербург от 31.08.2009
IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG