Родченко И.Г. Комментарии к статье Е.А. Чубиной "Бизнес-риторика и современное краткосрочное образование

Статья Е.А. Чубиной «Бизнес-риторика и современное краткосрочное образование»

Я не могу оставить эту статью без комментариев. Во-первых, в ней содержатся неточности. А всякие неточности в докладе, претендующем на научность, обязаны быть исправлены. Во-вторых, в работе упоминается имя моей компании, причём, если я правильно понял автора, в лестном для нас смысле. Разумеется, на комплимент мне так и хочется ответить комплиментом.

Начну по порядку.

1. «Краткосрочные курсы бизнес-риторики (двухдневные, 20-25 часов) появились в отечест­венном образовательном пространстве не так давно, но уже прочно в нем обосновались. Для иллюстрации: как результат поиска по ключевому слову бизнес-риторика поисковая система Yandex представила более 500 сайтов (или 2597 страниц)».

Результат поиска по ключевому слову бизнес-риторика отразил не популярность этой темы, а итог скромных маркетинговых усилий нашей компании по продвижению этого продукта в течение последних двух лет. Авторство термина «бизнес-риторика» принадлежит мне. Надо было сформулировать отличие нашей программы от конкурентных курсов риторики для всех желающих. Вот я и придумал это словосочетание через дефис. Так мы обозначили свою нишу на рынке риторических программ, и так назвал я авторскую программу обучения.

2. «Знакомство с краткосрочными программами, представленными на современном рынке образовательных услуг, дает основание говорить о прагматизме и актуальности бизнес-риторики, акцентировавшей внимание преимущественно на технологии речевого поведения, а не на тексте речи (в отличие от классической риторики)».

Верная мысль. Внимание к человеку говорящему – это главное, что отличает нас от некоторых преподавателей риторики, которую я не рискнул бы назвать классической. Наш общий предмет в их исполнении скорее напоминает о тех временах умиравшей реторики, когда гимназисты мучались, переписывая чужие мысли и бездумно копируя древние хрии. Несколько дней назад мне довелось быть участником Всероссийского семинара по русскому языку и культуре речи, где в качестве образца практического занятия для студентов представили семинар по полемическому мастерству. Нам было предложено прочитать несколько литературных отрывков и затем в течение часа классифицировать спор между их героями. Очень важно было определить, является ли спор героев «софистическим», и относится ли он к числу «споров без слушателей». Боюсь, что вызывающие горькую усмешку бойцы полемического фронта из передачи «К барьеру» овладевали мастерством именно на таких «практикумах».

Сегодня классическую риторику в школе или институте слишком часто преподают люди, беспомощные в роли оратора. Именно о них с удивлением вспоминают ученики, говоря «Мне риторику преподавал дядька, который все время что-то бубнил себе под нос, а я думала, как же он учит тому, чем не владеет сам?».1

Важно пояснить, что в словах моих нет насмешки. Я сожалею, что многие замечательные преподаватели с филологическим образованием даже не подозревают, что риторику можно и нужно преподавать иначе! Что сегодня знаний того, как верно структурировать текст, и какие тропы и фигуры могут помочь его украсить недостаточно. Современный специалист должен изучать риторику на практике как предмет, в центре внимания которого находятся процессы взаимодействия со слушателями, где текст есть лишь одно из средств такого взаимодействия. Нам нужен человек, который не только умеет анализировать речи Цицерона, но и способен выступать сам! Для этого он должен владеть искусством словесного действия, методика обучения которому была разработана в советской театральной школе (К.С. Станиславский, М.О. Кнебель, Г.В. Кристи, П.М. Ершов, З.В. Савкова) и адаптирована для тренингов по риторике нами и нашими коллегами по тренерскому ремеслу. Чтобы давать полноценное риторическое образование желающим, нашим дорогим филологам-риторам необходимо самим учиться, на практике овладевая искусством оратора, постигая культуру словесного действия.

3. «Большинство краткосрочных программ по риторике, бизнес-риторике, красноречию, ре­чевой коммуникации представлены как тренинги, однако по сути являются семинарами (до 90 %, согласно данным сайта www.tkcenter.ru). Думается, причины такого «смешения» в от­сутствии какого-либо контроля в сфере краткосрочного образования. В большинстве случаев не сертифицируется ни сам тренер, ни его программа».

Вслед за этим замечанием на конференции прозвучал призыв к руководителям риторической ассоциации обратиться к правительству (!) по данному вопросу.2

Причины такого «смешения» часто лежат в организационной или юридической плоскости, как в случае с www.b-seminar.ru. Хотя не отрицаю, что сам знаком с курсами в Петербурге, где обучение называют тренингом, работая при этом в форме семинарского занятия с элементами голосо-речевой разминки. Это просто не очень честный бизнес. Конечно, стоило бы оградить всех нас от шулерства, но просить стать такой защитой Риторическую ассоциацию смешно. Судя по репликам, услышанным на конференции в Ярославле, большинство участников имеют о тренингах самое поверхностное представление.

4. Вот, например, тренинговая компания IGRO, она заявляет о себе как о «первом российском центре по изучению речевой коммуни­кации, обучению навыкам эффективного речевого поведения и делового общения» (см. сайт компании: www. igro.ru), однако среди тренеров лишь один человек с филологическим обра­зованием (аналогичная ситуация с профессиональной подготовкой тренеров в тренинг-центре Оратор (http://www.orator.biz).

Мы заявляем о себе, как о «первом в России тренинговом центре обучения речевым коммуникациям в бизнесе» (www.igro.ru) потому что так оно и есть на самом деле. Замечу, что этой фразе имеет значение каждое слово – уберите хоть одно, и мы теряем первенство.

Что касается людей с филологическим образованием, то мы будем рады найти наконец-то отличных филологов, владеющих тренерским мастерством, которым сможем поручить ряд новых программ. Пока наши поиски безуспешны. Важно! Я противник разделения риторов на филологов и остальных. Будущее за теми, кто сумеет объединить разные подходы в обучении риторике. Кроме того, не только образование имеет значение. Ведь Демосфена наставлял в искусстве ораторики обыкновенный афинский комедиант.

5. Кроме того, нам хотелось бы обратить внимание еще на одну особенность, характерную для современного состояния рынка тренинговых услуг: тренер, особенно - хороший тренер, зарабатывает намного больше хорошего преподавателя.

Не здесь ли собака зарыта? Может весь пафос этого доклада испарится, если нашим преподавателям правительство увеличит зарплату до уровня зарплаты тренера?

6. Важно другое: к тренингам и семинарам должны предъявляться жесткие требования, ка­сающиеся как самого тренера, так и его программы.

Жесткие требования должны в первую очередь быть применены к преподавателям в школе и ВУЗе. Чтобы они, наконец, начали учить ребят говорить, а не мямлить; публично выражать свои мысли и не бояться ошибки, а не талдычить заученный текст, выпрашивая хорошую оценку.

Проблем на тренинговом рынке много. Действительно есть халтурщики, с которыми можно бороться только одним способом, предлагая лучший продукт и тратя деньги на его продвижение. Но со всеми проблемами мы разберемся сами. Внимать человеку, который, по его словам, сам ни разу на тренингах не бывал – трудно. Странной только кажется тяга к написанию доклада, основанного, большей частью, не на исследованиях, в том числе «полевых», а на изучении сайтов тренинговых компаний3 и мнений друзей.4

Может это и есть «антинаучный подход»? Пожаловаться правительству, что ли? ;)

7. Назвать себя тренером в области бизнес-риторики (как и речевой коммуникации) может любой, кто прослушал краткосрочную про­грамму в школе для тренеров, возможно, этим объясняется и такое количество шаблонных программ по бизнес-риторике.

Школы тренеров, в которой можно прослушать программу по бизнес-риторике не существует. Специалисты компании IGRO решили, что это не правильно. В России нам нужны такие тренеры. И вовсе не для того, чтобы появились шаблонные программы, а для того, чтобы участники будущих тренингов могли бы с успехом совершенствовать свои речевые навыки. Опыт подсказывает, что уроков риторики для этого явно недостаточно.

Подробнее о программе первой в России Школы тренеров ораторского мастерства и риторики, созданной в сотрудничестве со специалистами кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и Санкт-Петербургского государственного университета, вы можете узнать здесь. Занятия пройдут в Санкт-Петербурге с 25 по 29 июня.

1 Эту фразу я слышал в Москве на корпоративном тренинге от юриста Татьяны Васильевой. Впрочем, подобные слова приходилось слышать не раз

2 В моем распоряжении есть диктофонная запись доклада и последовавших затем прений.

3 Причем, даже не отдавая себе отчета в том, что Интернет-ресурс в бизнесе – это маркетинговый инструмент, а не научная библиотека.

4 Именно на мнение друзей ссылается автор, согласно диктофонной записи, сообщая о впечатлениях от тренингов.

                                                                                                                         Назад

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG