Гришина Н., Родченко И. В центре внимания – Человек Говорящий// Тренинги в бизнесе. 2006. № 6. С. 18-19

– Давайте начнем с того, что тренинги по речевым комму­никациям – качественно новое для рынка краткосрочного об­разования направление. Они отличаются от тренингов по ораторскому мастерству тем, что рассматривают речь как инструмент профессиональ­ной деятельности не только в публичных выступлениях, но и в любой другой речевой ситу­ации, будь то деловая беседа, переговоры, телемаркетинг или работа с клиентом в тор­говом зале. Обучение заклю­чается в изучении стратегий и тактик речевого поведения и в тренировке интонационной и пластической выразительно­сти. Разумеется, что сам тер­мин мы не изобретали, он до­статочно давно используется в системе высшего образова­ния: специальный теоретиче­ский курс по речевой коммуни­кации есть на факультетах жур­налистики, у лингвистов. Но там в центре внимания были и остаются языковые проблемы, анализ текста... Нас же волно­вали простые вещи – что и как говорить, как поступать в тех или иных речевых ситуациях: что делать телу, что голосу, что взгляду. Как ставить цели в общении и отбирать для их достижения речевые средства. Мы учим целесообразному речевому поведению. И, включая тренинги в сферу интересов речевой коммуникации, мы как раз хотели подчеркнуть, что учим не только технике публичных выступлений, но и навыкам эффективного речевого поведения в целом.

Замечу, что петербургская школа ораторского мастерства всегда тяготела к более широ­кому пониманию предмета об­учения. Еще в 1970-е годы про­фессор Зинаида Савкова вела при обществе «Знание» курс ораторского мастерства, кото­рый включал в себя и голосо-речевой тренинг, и упражнения на развитие речевых качеств. В 1991 году ее ученица Ирина Шиловская организовала пер­вый Центр риторики и оратор­ского мастерства «Восхожде­ние», где довелось преподавать и мне. По сути дела, это была удачная попытка перенесения вузовского курса практической риторики, дополненного ком­плексом упражнений по технике речи, на почву дополнительного образования для взрослых. Тогда же появились и тренинги публичных выступлений. Как правило, они были частью про­граммы по деловому общению или довеском к тренингу ком­муникативной компетенции. В Москве, насколько мне из­вестно, в это время начинал ра­ботать Центр риторики и куль­туры речи профессора Аннушкина и школа Л. Соловьевой по работе с голосом. Спустя деся­тилетие в Петербурге свои про­граммы по развитию речевых качеств предлагали и Санкт-Петербургская школа красно­речия, и Институт Риторики, и наш Центр современных рече­вых технологий IGRO.

У курсов ораторского ма­стерства и тренингов по рече­вой коммуникации есть много общего, отличие же в том, кто находится в центре внимания - человек говорящий или оратор, произносящий речь.

Тренинг – это всегда практика. Но любая практика базируется на научных знаниях. Как, на ваш взгляд, долж­ны разумно соотноситься те­ория и практика на занятиях?

– Я думаю, что это одна из самых болезненных проблем тренингового рынка в целом.
Разрыв между теорией и практикой слишком велик. Мы в компании испытываем голод по качественным современным исследованиям речевой коммуникации. Но нам еще грех жаловаться, потому что мы существуем в русле традиции, что складывалась десятилетиями.
Я имею в виду опыт преподавания словесного действия, дикторского мастерства, сценической речи в петербургских институтах, откуда вышли все наши тренеры и связь с которыми мы поддерживаем. Разуме­ется, в работе мы опираемся на труды многих теоретиков ком­муникации и словесного Действия – от Бахтина и Остина до Станиславского и Ершова.

А насколько вообще разнообразны программы тренингов речевых коммуникаций?

– Есть тренинг развития навыков речевой коммуникации, есть специальные модули в программе бизнес-риторики или делового общения. Не обходятся без техник речевого взаимодействия тренинги по переговорам, продажам, обще­нию по телефону, презентациям и т.п. Существуют специальные программы для развития голо­са, улучшения жестовомимической выразительности. Кро­ме того, речевая коммуникация - это не только устная речь, но и письменная, поэтому мы относим к этой теме и семинары по деловому письму. Спектр программ будет только рас­ ширяться, потому что речь как инструмент профессиональной деятельности применяется все­ми и повсюду.

Какова аудитория подобных тренингов (возраст, пол, профессиональный ста­тус учащихся), каких заявок больше: корпоративных или индивидуальных?

– Примерно 50% на 50%. Если речь идет о тренингах по речевому поведению в телефонном общении или в торго­вом зале, то заказчик - компа­ния. Курс бизнес-риторики или тренинг по развитию навыков речевой коммуникации чаще предлагается в открытом формате. Наибольший интерес про­являют руководители высшего и среднего звена (это примерно
80% участников группы).

Какая профессиональ­ная сфера чаще всего требу­ет от специалистов навыков эффективного общения?

– Руководитель может представлять абсолютно любую компанию - для него важны проблемы общения. Часто мы видим представителей страхового бизнеса, недвижимости и торговли. Наверное, это самые коммуникативные отрасли.

Вы упоминали систему Станиславского. Каким об­разом обучение актерскому мастерству может повысить эффективность общения?

– Отечественная школа теа­трального искусства – это неизвестная большинству тренеров уникальная лаборатория, в ко­торой на протяжении десяти­летий исследовалось человече­ское поведение. Практики теа­тра знают о мотивах и поступках не меньше любого психолога. Я иногда думаю, что только зам­кнутость театральной среды и генетическая нелюбовь к дело­вой жизни не позволила театру распространить свои знания вовне. Например, сам термин «тренинг» вовсе не появился в России 20 лет назад, как приня­то считать, а существовал еще в начале прошлого века. Кто не слышал о «Тренинге и муштре» Константина Станиславского или о тренингах Михаила Чехо­ва? Разве не психотехники были в центре этих программ?

Какова результативность подобных методов обучения? Как они могут влиять на карьеру?

– Развитие речи – синоним развития личности. Результаты могут быть как скромными, так и выдающимися. Все зависит от правильного выбора программы, от тренера и от самого участника.

О влиянии результатов на ка­рьеру сказать трудно – нет дан­ных, но уверен, что навыки эф­фективной речи вряд ли могут помешать карьере.

                                                                                                                               Назад

IT Studio - создание, поддержка и продвижение веб-сайтов. Эксклюзивные и стандартные решения SpyLOG